История происхождения парашюта. История изобретения парашюта. Парашют в авиации - вещь вредная

Вы будете удивлены, но парашютный спорт (или скайдайвинг) зародился еще в 90 г. до н.э. в Китае. Знаменитый китайский историк, Сыма Цянь изучал древние письмена, в которых рассказывалось об императоре Шуне, которого пытался убить собственный отец. В попытке спастись он взобрался на амбарную башню, но отец поджег ее. Император связал несколько огромных конических панам из соломы вместе, и спрыгнул с башни, держа эти панамы в руке. Связка сработала, как парашют, и он безопасно приземлился на землю.

Книга под названием “История лакированного стола” автора Йо К’о, опубликованная в 1214 году, ссылается на эпизод, произошедший в Гуанчжоу. В нем араб украл одну ножку от золотого лакированного стола. Он сбежал с ней, взобравшись на вершину очень высокого минарета мечети, и спрыгнул вниз, держась на двух зонтах. Вор приземлился благополучно, без травм. (Китайцы также изобрели первые зонтики).

Есть документальное доказательство того, что китайские и тайские акробаты использовали нечто вроде парашюта во время развлекательных трюков при императорском дворе Китая. Именно их мастерству обязаны изобретатели первых европейских конструкций парашютного типа. Они были придуманы во время правления короля Франции Людовика XIV в 1680-х годах.

Француз Жозеф Монгольфье в конце 18-го века начал использовать парашюты по их общепринятому назначению, тестируя их в прыжках с воздушного шара. Его успех положил начало парашютизму аэронавтов.

К сожалению, несчастные случаи при полете на воздушных шарах были очень частым явлением, и парашют заслужил славу спасательного средства. Известный аэронавт Жан-Пьер Бланшар, который впервые в истории пересек пролив Ла-Манш в одиночку, совершил несколько успешных прыжков с парашютом.

История современного парашютизма

После авиационного успеха братьев Райт началась эпоха современного парашютизма. Первым парашютистом (хоть этот факт и подвержен множеству споров), был Грант Мортон, который в 1911 году прыгнул с самолета Райт “Модель Б” на Венис-Бич в Калифорнии. Он использовал сложенный шелковый парашюта, который успешно раскрылся и благополучно приземлил Мортона на пляж.

Парашюты в то время были “автоматическими”, то есть их либо раздували воздухом до прыжка, либо выбрасывали на поток воздуха из специального блока, закрепленного на платформе для прыжка. Статический тип парашюта был очень опасным для прыжков с движущейся платформе. В 1908 Лео Стивенс изобрел вытяжное кольцо, но по какой-то причине, парашюты с вытяжным кольцом вошли в обиход только в 1920 году.

Следующее важное изобретение в истории парашютизма было запатентовано в 1911 году. Это был гибкий парашют, изобретенный итальянцем Пино. Наконец, парашютист мог носить парашют в сложенном виде на себе, в рюкзаке. Также была разработан специальный кожаный колпак, который раскрывался в меньший парашют. Во время прыжка раскрывался вытяжной парашют, а затем открывался больший парашют из рюкзака.

После Второй мировой войны огромное количество военных парашютов перестало использоваться по назначению. Опытные парашютисты стали прыгать просто для удовольствия, и родился новый вид развлечений и состязательный вид спорта — скайдайвинг.

Леонардо да Винчи, самого многогранного гения эпохи Возрождения, лучше всего помнят как творца, написавшего картины «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» и «Тайная Вечеря». Но почти в равной степени он известен и своей разносторонностью, так как увлекался архитектурой, скульптурой, музыкой, машиностроением, геологией, гидравликой и военным искусством, и лишь в свободное время позволял себе предаться созданию эскизов для проектирования парашютов и летательных аппаратов (вертолетов). Также на бумаге он изображал человеческое тело, изучая его анатомию, чертежи которого ценятся и сегодня.

Эскиз парашюта да Винчи

В этой статье речь пойдет об истории изобретения парашюта, и выше не просто так был упомянут «универсальный человек» Леонардо да Винчи.

Самый первый парашют: кто же его изобрел

«Серые» предположения

Многие считают, что самые ранние эскизы парашютов были найдены в китайских летописях 20 веков назад. Также имеется информация о том, что в ІХ веке Аббас ибн Фирнас и Али Бен Иса были создателями первых версий парашюта, которые Джон Х. Линхард позже описал как «огромный падающий крылатый плащ».

Конический парашют (купол парашюта конусной формы) впервые встретился в итальянских рукописях в 1470 году, немного предшествующий парашютам подобной конструкции Леонардо да Винчи, как считалось. Он должен был выполнять роль эвакуационного устройства, которое бы позволило людям выпрыгивать из зданий в случае пожара. Но не существует ни одного доказательства, что они использовались по назначению.

Является ли Леонардо «отцом»?

Ученые нашего времени считают, что первый в мире парашют (конический) был набросан и представлен именно Леонардо да Винчи в XV веке. Его конструкция состояла из герметичной (пропитанной смолой) льняной ткани, удерживающей раскрывающийся скелет деревянной пирамиды длиной около 7 метров. Оригинальный чертеж был создан художником в 1483 году в его блокноте с указанием «Если человек будет снабжен куском герметичной льняной ткани длиной по 11 метров с каждой из четырех сторон и 11 метров ввысь, он сможет прыгнуть с большой высоты на землю, не получив травмы.»

Модель парашюта Леонардо на основе эскизов 1483 года, изображенных на полях его блакнота. Оригинальный рисунок хранится в Амброзианской библиотеке в Милане.

Во вторник, 27 июня 2000 года доктор Дамиан Каррингтон (из BBC News Online) сообщил, что Леонардода Винчи действительно был тем, кто более 500 лет назад первым сделал наброски парашюта и создал его макет.

Создатели действующего парашюта

Хорватия

Есть предположения, что изобретатель первого парашюта (работающего) - Фауст Вранчич из Хорватии (1595 г). Двадцать лет спустя он испробовал свое творение, полетев с башни в Венеции, утверждая, что он первый прыгнул с парашютом.

Франция

Во Франции воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар также заявлял, что первый создал парашют в 1785 году. А Жак Гарнерен, спустя 12 лет, совершил успешный прыжок с воздушного шара, который летел на высоте 920 м. Считается, что это был первый прыжок с парашютом в истории.

Оснащение ранцем

В 1887 году капитан Томас Болдуин изобрел подвеску с рюкзаком, а в 1890 году Павел Леттерман и Катчен Палюс создали регулируемый с помощью пряжек парашют, который сворачивался в рюкзак, а в воздухе раскрывался. Это и был первый ранцевый парашют.

Первым, кто в послереволюционные годы работал над усовершенствованием парашютов на территории СССР, был Евгеньевич Котельников, который получил патент на ранец парашюта. Его конструкции были первыми, которые использовались в авиации. Но резолюция князя Александра Михайловича гласила о бесполезности парашютов для авиаторов, так как обеспеченные мягким ранцем, они, выпрыгивая из самолета, не спасали машину, а «машины дороже людей».


В 1891 году в России появилось целое семейство парашютистов, один из которых, Юзеф Древницкий, до Первой мировой войны, в 1910 году, совершил прыжок в Петербурге.

Еще в 1483 году гениальный Леонардо да Винчи набросал в своих тетрадях эскиз пирамидального парашюта и описал принцип его действия. Однако реализация идеи отложилась на столетия. Первый прыжок с парашюта осуществил хорват Фауст Вранчич в 1597 году, но изобретение еще долгие годы не приживалось. Официально Вранчич и считается изобретателем первого парашюта.
Есть древние записи, свидетельствующие, что попытку овладения воздушным пространством человек делал уже задолго Леонардо да Винчи. Люди пытались спускаться с возвышенностей на приспособлениях, похожих на зонты.

Через пол столетия идеей воспользовался французский преступник по Лавен - он сделал нечто вроде шатра из простынь и связал китовым усом, а затем совершил удачный прыжок из окна тюремной камеры. Через какое-то время еще одному преступнику, приговоренному к смертной казни, предложили испытать так называемый «летающий плащ профессора Фонтажа». Тот прыгнул удачно, и ему даровалась . Но в человеческий обиход ввел «парашют» французский изобретатель Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с башни Монпелье в 1783 году. Он не стал изобретать велосипед и лишь немного модернизировал конструкцию, предложенную Вранчичем. После этого люди долго не могли решиться на прыжки и испытывали новые модели с домашних , овец и кошек. Также было несколько неудачных прыжков, завершившихся гибелью испытателей.

Изобретатели современных парашютов

В начале двадцатого века немка Кэт Паулс изобрела первый складной парашют. Паулс считается легендарной фигурой и первой женщиной-парашютистом. Через несколько лет русский военный Греб Котельников, огорчившись гибелью известного летчика Мациевича, изобрел принципиально новый тип парашюта РК-1. Это уже не дедушка, а отец современного парашюта. Его парус был сделан из шелка, который крепился с помощью строп к плечевым обхватам. Парашют впервые компактно укладывался в ранец. Котельников обладал недюжинной коммерческой хваткой и запатентовал свое изобретение как авиационный ранцевый парашют.
Могила Котельникова превратилась в место паломничества парашютистов. Они завязывают на ветви деревьев возле могилы ленточки для затяжки парашютов, считая, что это убережет их в воздухе.
Изобретение взяли на вооружение уже в советской армии. Парашютный спорт развивался в СССР с невиданной скоростью и силой. В 1926 году Котельников даровал свое изобретение советскому правительству.

Последнее время меня все чаще стала преследовать мысль о том, что неплохо было бы прыгнуть с парашютом. Но прежде чем проходить специальные курсы и обучаться технике правильного прыжка, я решила сама немного разузнать об истории парашюта и о его создателе.

Кто создал парашют

Как я выяснила, парашют - это чуть ли не самое древнее изобретение , если сравнивать его с автомобилем, самолетом и кораблем. Первые упоминания о парашюте появились еще в записях Леонардо Да Винчи . Он описывал парашют как длинную ткань, которая должна развеваться над человеком, быть способна выдержать его вес и равняться 12 человеческим локтям по длине (с каждой стороны). Леонардо Да Винчи утверждал, что спуск с высоты с помощью такого приспособления абсолютно безопасен.


Конечно же, были еще и другие ученые и просто люди, которые пытались создать нечто, похожее на парашют. Но только обычный российский человек смог придумать и создать тот парашют, который до сих пор используют люди по всему миру. Звали этого изобретателя Котельников Глеб Евгеньевич . Прочитав его биографию, я узнала, что всю свою жизнь он интересовался авиацией, самолетами, всегда мечтал придумать и сконструировать что-то необычное.


После того, как Глеб Котельников увидел трагическую смерть одного из русских пилотов, которая произошла из-за неисправности самолета, он решил, что он просто обязан изобрести вещь, которая будет спасать наших пилотов. После этого он превратил свою квартиру в полноценную мастерскую и занялся разработкой парашюта. После многих лет труда Глеб Котельников наконец создал идеальный парашют (такой, каким мы его знаем и сегодня) и запатентовал свое изобретение во Франции в 1912 году.

Препятствия в жизни Глеба Котельникова

Сейчас, когда читешь биографию Глеба Котельникова и историю изобретения самого парашюта, может показаться, что все это произошло по одному мановению волшебной палочки. Но, тем не менее, все было намного труднее, по крайней мере, для Глеба Котельникова.


Как видите, выражение «все гениальное - просто» вряд ли подходит для этого случая.

Древние записи свидетельствуют, о попытках людей спускаться с башен, деревьев и скал при помощи различных приспособлений, напоминающих зонт. К сожалению, подобного рода попытки заканчивались увечьем, а иногда даже смертью. Но мечта покорить небо не давала покоя человеку, или если не летать, то хотя бы не так быстро падать…

Первые теоретики

В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.

В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.

Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.

Практические попытки и авторы

Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы, и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.

Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».

Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.

В следующий раз прыжок с прототипом парашюта совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.

Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.

Однако практического применения парашюты опять не нашли – в корзинах воздушных шаров крепить их было совершенно неудобно. Да и они имели существенный недостаток: при снижении парашюта купол сильно раскачивался. Разобраться с этим смогли лишь в девятнадцатом веке англичане: они экспериментальным путем выяснили, что парашют должен иметь форму конуса, в полостях которого образуется пространство разреженного воздуха, а при разности давлений на парашют сверху и снизу существенно замедлится и его падение. Правда, ученый Кокинг, сделавший это открытие, на своем же парашюте и разбился насмерть. Тогда другой англичанин – Лаланд – додумался сделать в куполе парашюта небольшое отверстие для обратного хода воздуха, что позволит уменьшить разность давлений и спасти жизнь парашютисту. Во многих современных системах парашютов это отверстие используется и в наши дни.

Необходимость парашютов в авиации

В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.

Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.