Городские коммуны. Борьба городов за самоуправление. Города-коммуны Что такое коммуны в средние века

особая форма организации самоуправления городов в средневековой Западной Европе, возникшая в процессе борьбы городов с феодалами, начавшейся в 11 в. Движение против власти феодалов началось в наиболее многолюдных, богатых и сильных городах, где быстро развивались буржуазные отношения. Такими городами были средиземноморские итальянские города, купеческое население которых имело особенно оживленные торговые связи с Малой Азией и другими восточными странами. Купцы, организованные в гильдии (см.) и находившиеся в преимущественном положении перед другими жителями города, стали во главе управления городом и начали в своих интересах добиваться автономии. Они выработали основы городской администрации и стремились к устранению вмешательства сеньоров (см.) в управление городом. Северо-итальянские города благодаря умелому использованию вражды между папой и германскими императорами добились своего превращения в автономно управляющиеся единицы. Впоследствии эти города стали самостоятельными республиками. Такое же движение против сеньоров наблюдается во фламандских и французских городах. Эта борьба была вызвана вымогательствами сеньоров, усиливающимися по мере роста богатства этих городов.

Города, одержавшие победу, создавали свое городское самоуправление – коммуну. Эта коммуна сама становилась феодальным сеньором. Она имела своих крепостных, получала иммунитет, подобно всякому феодалу, и приобретала известную часть политической самостоятельности: право объявления войны, заключения мира, чеканки монеты, содержания своей армии, юрисдикцию и выборные органы.

Во Франции городам не удалось добиться положения независимых республик. Многие города приобрели право выбирать старшин и городской совет, но суд отправлял уполномоченный сеньора, на земле которого был расположен город, как, напр., Париж и Орлеан, где сеньором был сам король. Жителям некоторых городов удалось добиться свободы от феодальной зависимости за определенные, точно фиксированные взносы. Такие города во Франции назывались вольными (villes franches) или буржуазными (villes de bourgeois). Слово «буржуа» означало «житель укрепленного бурга», получивший личную свободу. В Германии наиболее полной независимости удалось добиться городам, находившимся на окраинах, где власть германских императоров не могла противодействовать стремлениям городов к освобождению от феодальной зависимости. Отдельные города объединялись в союзы. Особенных успехов достигли в этом отношении города, расположенные по берегам Балтийского и Немецкого морей, в первую очередь Гамбург, Любек и Бремен.

В Англии городам не удалось добиться больших привилегий, так как королевская власть после нормандского завоевания была сильна. Английские города добивались установления откупной системы налогов и получали от королей разрешение уплачивать определенный ежегодный взнос (firma burgi).

В городах, получивших в той или другой степени самостоятельность, все жители были свободны от крепостной зависимости. Крепостные, прожившие в городе год и один день, становились свободными. Поэтому в средние века относительно городов сложилась поговорка: «городской воздух делает свободным» (Stadtluft macht frei). Свою самостоятельность города утратили с установлением абсолютной монархии.

Вся земля принадлежала феодалам, поэто-му и города стояли на их земле и считались их собственностью. Город был как бы вассалом феодала. Горожане всецело зависели от его прихотей и аппетитов, феодал старался выка-чать из них как можно больше прибыли. Это побудило горожан начать борьбу за самоуправ-ление или, как тогда говорили, за коммуну . В течение X-XIII вв. коммунальное движе-ние стало общеевропейским явлением. Что оно собой представляло?

В ряде случаев горожане выкупали у сеньора отдельные вольности и привилегии . Эти уступки со стороны феодала они тщательно записы-вали в городских хартиях .

XII в. Из грамоты, предоставленной жителям г. Фрайбурга фео-далом Конрадом

Я обещаю мир и безопасность в границах моей власти и владений всем, кто прибывает любыми путями на мой рынок. Если кто-то из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или сам возмещу утраченное имущество.

Если кто-то из моих горожан умрет, его жена с детьми будет владеть всем наследством и без всякого возражения получит все, что бы муж ни оставил ей...

Всем купцам я уступаю торговую пошлину.

Никогда я не назначу моим горожанам другого управителя, никогда — другого священника, а кого для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения...

Если возникнет какая-либо ссора среди моих горожан, то она будет устранена не по моему или управителя своеволию, а будет разрешена по местным обычаям и по законному праву всех купцов...

Но не всегда удавалось мирно объясниться с сеньором. Довольно часто горожане должны были браться за оружие, чтобы получить вожде-ленную независимость.

Свыше 200 лет вели борьбу за независимость жители северофранцуз-ского города Лана, который в начале XII в. стал собственностью мест-ного епископа. В их борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август и много больших и мелких феодалов. В конце концов, город по-пал под правление королевских чиновников.

Как были организованы городские коммуны? Они избирали свой магистрат , имели свой суд, свои военные силы, свои финансы, сами устанавливали размер налога и взимали его. Жители городов-коммун освобождались от тяжелых феодальных повинностей, но при этом для крестьян пригорода они становились коллективным сеньором, при-нуждали их работать на себя. Благодаря коммунальному движению в средневековой Европе победило правило, согласно которому каждый, кто прожил в городе «год и один день», становился свободным.

XIII в. Из городского права, дарованного немецкому городу Гослару императором Фридрихом II

Если кто-либо проживал в городе Госларе и, пока он там жил, никто не доказал его рабское происхождение, то после смерти пусть никто не осме-лится назвать его рабом или обратить в рабство.

Если же какой-либо чужак прибыл жить в этот город и прожил в нем в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабское состо-яние, не уличили его в этом, и сам он в этом не признался, то пусть он пользуется общей с другими гражданами свободой; и после смерти пусть никто не посмеет объявить его своим рабом. Материал с сайта

Коммунальное движение победило не везде. Воля обходилась горо-жанам дорого. Во многих небольших городах для ее получения не хва-тало ни сил, ни средств, поэтому они оставались под каблуком у своего сеньора. Часть городов удовлетворилась ограниченным самоуправлением, к примеру, правом избирать магистрат. К таким городам относились Париж, Лондон, некоторые другие города Франции, Англии, Германии, Скандинавии, Венгрии. В Германии в XIII в. появилось так называемое магдебургское право — право горожан города Магдебурга избирать свою администрацию и суд. Оно со временем распространилось в Германии, Польши, Литве, Украине, Белоруссии (в конце XV в. магдебургское право получил, например, Киев).

Коммуна — городская община, которая добилась независимости от феодала и права на самоуправление.

Коммунальное движение — борьба городов за независимость от сеньоров.

Привилегии — 1) преимущества, льготы, права; 2) грамоты, кото-рыми удостоверялись права, предоставленные городам или отдель-ным группам населения.

Хартия — документ, который удостоверял права или привилегии.

Магистрат — орган городского самоуправления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Система управления городами в Средние века была не такой, как сейчас. Особенно речь идет о раннем Средневековье. До 10 века ни один город в Европе не имел самоуправления.

Что такое коммуна?

Коммуна - это сообщество (группа) людей, которые имеют много общего между собой. Например, по принципу проживания на одной территории, по Такая группа людей также имеет родственные источники существования (получает доход, работая на одном объекте).

Что такое коммуна в Средневековье? На этот вопрос ответ однозначный - это городская община. в не была развита, поэтому миграция между городами была минимальной. Если человек родился в городе, значит, он в нем оставался на всю жизнь.

Как изначально была организована система управления городами? В принципе, ничего сложного не было. Вся земля принадлежала феодалам (крупным собственникам), которые могли распоряжаться ею по своему усмотрению. Главным феодалом страны зачастую был император (царь).

Борьба за самоуправление

Феодалы далеко не сразу осознали, что такое коммуна. А зря! Анализируя понятие "коммуна" по-современному, мы фактически видим зародыш гражданского общества. Люди имели собственную позицию, собственный общий взгляд на управление своим родным городом и хотели быть свободными в плане установки уклада жизни города.

Борьба за освобождение от проходила достаточно долго. Городское население всегда старалось решить вопрос мирным путем, но это не всегда удавалось, поэтому бывали и военные стычки. Но в основном процесс проходил мирным путем. Владельцы земель постепенно начинали понимать, что такое коммуна и какую пользу она может в итоге им принести. Люди освобождались от личной зависимости, приобретали определенные свободы.

Какие города получили коммунальные права?

Тут можно упомянуть французские города Буассон, Амьен, Лилль, Тулуза, а также бельгийские - Гент, Брюгге. В Италии по причине национальных особенностей процесс проходил немного по-другому, поэтому города получили еще и статус республик (Милан, Венеция, Генуя, Пиза и др.). В этих городах организовывались собственные

Коммунальное движение (от позднелат. сommuna - община) - в Западной Европе X - XIII вв. - движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость.1

Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном - 4, Марселем, Бове - 3, Суассоном, Арлем - 2 и т.д.).2 Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу. В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального движения были весьма шаткими. Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел). Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города.

В Западной Европе с конца Х - XI вв. широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи - обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы, а против сеньоров тех или иных городов.

Формы коммунального движения были различны.

Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооружённой, борьбы.

Очень часто коммунальное движение принимало характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны - городской независимости (Милан - 980, Камбре - 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове - 1099, Лан - 1112, 1191, Вормс - 1071, Кельн - 1072 и др.).

Коммуна - это одновременно и союз, направленный против сеньора, и организация городского управления.

Нередко в борьбу городов вмешивались короли, императоры, крупные феодалы. "Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами - в данной области, стране, международными - и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы" 11 Сванидзе А. А. Указ. соч. С. 198..

Особенности коммунального движения в различных городах средневековой Европы

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам.

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX - XIII вв.). Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в течение столетий был независимой аристократической республикой. Но в конце XIII в. после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, дозируя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.1

Города Северной Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге Лилль) стали самоуправляющимися городами-коммунами в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

Города Северной и Средней Италии (Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др.) стали коммунами в IX - XII вв. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана - центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию. В ХI в. власть графа там сменилась властью архиепископа, который управлял при помощи представителей аристократических и клерикальных кругов. В течение всего ХI в. горожане вели борьбу с сеньором. Она сплотила все городские слои. С 50-х годов движение горожан вылилось в гражданскую войну против епископа. Она переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, - с выступлениями вальденсов и особенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, разрушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце ХI в. город получил статус коммуны. Во главе его встал совет консулов из привилегированных граждан - представителей купеческо-феодальных кругов. Аристократический строй Миланской коммуны, конечно, не удовлетворял массу горожан, их борьба продолжалась и в последующее время.1

В Германии в XII - XIII вв. появились так называемые имперские города - они формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Франкфурт - на Майне и др.). Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

Но иногда освободительная борьба городов была очень длительной. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106 г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий режим, вплоть до убийства горожан. Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный налог, уничтожение права "мертвой руки"), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невыгодной и, дав взятку королю, добился ее отмены. Горожане восстали, разграбил дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили.

В одном из первых мемуарных произведений средневековой литературы, автобиографии Гвиберта Ножанского "Рассказ о собственной жизни", приводятся яркие свидетельства восстания горожан Ланской коммуны.

Гвиберт Ножанский (жил в XI - XII вв.) родился во французской рыцарской семье, стал монахом, получил в монастыре прекрасное для того времени литературное (частично философское) и богословское образование. Известен как богослов и историк. Особенно интересны его исторические произведения. Обладая талантом литератора, Гвиберт описывает события живо и красочно.

Защищая интересы церкви и стоя на страже феодального строя в целом, Гвиберт был враждебно настроен к восставшим горожанам. Но в то же время он открыто обнажает пороки и преступления отдельных представителей господствующего класса, с возмущением говорит о жадности феодалов и их бесчинствах.

Гвиберт Ножанский пишет: "Над этим городом издавна тяготило такое злополучие, что в нем никто не боялся ни бога, ни властей, а каждый, сообразуясь лишь со своими силами и со своими желаниями, производил в городе грабежи и убийства.

…Но что я скажу о положении простого народа? …Сеньоры и их слуги совершали открыто грабежи и разбои; ночью прохожий не пользовался безопасностью; быть задержанным, схваченным или убитым - вот единственное, что его ожидало.

Духовенство, архидиаконы и сеньоры… изыскивая всевозможные способы, чтобы вытянуть у простонародья денег, вступили в переговоры через их посредников, предлагая предоставить право, если они заплатят достаточную сумму, образовать коммуну.

…Сделавшись сговорчивее от золотого дождя, падавшего на них, они дали обещание народу, скрепив его присягой, точно соблюдать заключенный договор.

… Склоненный щедрыми дарами простолюдинов, король согласился утвердить этот договор и закрепить его присягой. Боже мой! Кто бы мог рассказать о той борьбе, которая разгорелась, когда после того, как были приняты подарки от народа, и дано было столько клятв, эти же самые люди стали пытаться разрушить то, что они клялись поддерживать, и пытались вернуть в прежнее состояние рабов, однажды освобожденных и избавленных от всей тягости ярма? Необузданная зависть к горожанам снедала, в самом деле, епископа и сеньоров…

…Нарушение договоров, создавших Ланскую коммуну, наполнило сердца горожан гневом и изумлением: все лица, занимавшие должности, прекратили исполнение своих обязанностей…

…не гнев, а ярость дикого зверя охватила людей низшего класса; они составили заговор, скрепленный взаимной клятвой, убить епископа и его единомышленников…

…Многочисленные толпы горожан, вооруженные шпагами, обоюдоострыми топорами, луками, секирами, дубинами и копьями, наполнили храм пресвятой девы и устремились во дворе епископа…

…Не будучи в силах, в конце концов, отразить смелые атаки народа, епископ оделся в платье одного из своих слуг, бежал в подвал под церковью, заперся там и спрятался в винной бочке, отверстие в которой заткнул один верный слуга. Годри думал, что хорошо укрылся.

…горожанам удалось найти свою жертву. Годри, хотя и грешник, однако же помазанник божий, был вытащен за волосы из бочки, осыпан множеством ударов и повлечен, среди бела дня, в узкий монастырский переулочек…Несчастный молил в самых жалких выражениях о милосердии, обещал принести клятву, что он никогда не будет их епископом, предлагал им большие суммы денег и обязался покинуть отечество, но все с ожесточением отвечали ему только оскорблениями; один из них, Бернар, подняв свою обоюдоострую секиру, свирепо раскроил этому хотя и грешному, но священному…человеку". Ножанский Гвиберт. Рассказ о собственной жизни// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч.1. М., 1988С. 176-179.

Приведенный документ рисует яркую картину борьбы горожан города Лана с сеньором-епископом Годри, типичным представителем своего класса. Из документа следует, что горожане Лана, обладая уже некоторой материальной силой, в юридическом отношении оставались в той же зависимости от своего феодала, что и раньше. Сеньор по-прежнему мог

грабить и притеснять их, издеваться над их достоинством. Поэтому в городе и вспыхивает восстание, в результате которого Ланская коммуна была уничтожена. Король Франции, Людовик VI, признавший коммуну, вероломно нарушил свое обещание.

Король вооруженной рукой восстановил в Лане старый порядок, но в 1129 г. горожане подняли новое восстание. Долгие годы шла затем борьба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Управлять городом стали его судьи и чиновники.

Города, расположенные на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью. Они пользовались, правда, рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом избирать органы самоуправления. Однако эти учреждения обычно действовали под контролем чиновника короля или иного сеньора. Так было во многих городах Франции (Париж, Орлеан, Бурж, Лоррис, Нант, Шартр и т.д.) и Англии (Лондон, Линкольн, Оксфорд, Кембридж, Глостер и др.). Ограниченные муниципальные свободы городов были характерны для Скандинавских стран, многих городов Германии, Венгрии, и их вовсе не было в Византии.

Под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов, не обладавших необходимыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами; особенно это было характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам.

Таким образом, коммунальные движения в различных странах проходили в разных формах, в зависимости от конкретно - исторических условий.

Некоторым городам удавалось за деньги получить вольности и привилегии. Другие завоёвывали эти вольности в длительной вооружённой борьбе.

Одни города стали самоуправляющимися городами - коммунами, но немало городов или не смогли добиться полного самоуправления, или целиком остались под властью сеньориальной администрации.

Комму́на - в средневековой Западной Европе городская община, добивавшаяся от феодалов прав самоуправления в 10-13 веках. Французское commune образовано от латинского communis - «общий». Города, возникавшие в средние века на землях сеньоров , оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько феодалов. Городское население подвергалось со стороны сеньоров эксплуатации (поборы, пошлины с торговых оборотов, барщинные повинности), судебному и административному произволу. В Западной Европе с конца 10 века развернулась борьба городов за освобождение из-под власти феодалов, часто принимавшая характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны: Милан - 980 год, Камбре - 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127 годы, Бове - 1099 год, Лан - 1112, 1191 годы, Вормс - 1071 год, Кельн - 1074 год. В Северной Франции и Северной Италии борьбой против сеньора руководил тайный союз горожан - «коммуна». Открытая борьба почти всюду сочеталась с выкупом у сеньоров отдельных повинностей, прав или муниципальной независимости в целом. В некоторых городах, особенно на юге Франции, выкуп стал преобладающим средством освобождения города. Борьба городов за независимость от сеньора получило название коммунального движения.

Борьба городов с сеньорами

В борьбе городов с сеньорами родилась новая форма городской организации - коммуна, которая была одновременно союзом горожан против сеньора и организацией городского управления. Формы и степень коммунальной свободы городов были различны в зависимости от уровня экономического развития городов, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политических условий в стране. Многие города (Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье) стали самоуправляющимися городами-коммунами, проводили выборы из числа горожан в городской совет, должностных лиц, создали собственный городской суд, городское ополчение, добились права на свои финансы и налоговое самообложение. Своему сеньору, который хартией подтверждал права города, коммуна была обязана выплачивать ежегодно ренту и посылать на помощь во время войны войско. Вместе с тем некоторые города-коммуны сами выступали в роли коллективного сеньора по отношению к крестьянам, жившим на примыкавшей к городу территории. Часто даже значительные города (Париж, Орлеан, Лион) не получали прав полного самоуправления, выборные органы городского самоуправления в них должны были действовать совместно с назначавшимся королем чиновником или другим представителем сеньора.
В ряде случаев горожане получили право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, некоторые судебные права, но не право самоуправления. Наиболее развитые города Северной и Средней Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа) смогли стать городами-государствами (республиками), совершенно независимыми от своих бывших сеньоров. В Германии в 12-13 веках появились имперские города - формально они подчинялись императору Священной Римской империи, но фактически были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Некоторым городам, особенно мелким, так и не удалось освободиться от власти сеньора. Однако в борьбе с сеньорами почти все города добились личной свободы своих граждан; даже крепостной, бежавший от своего господина и проживший в городе определенное время, обычно один год и один день, становился лично свободным. Власть в коммуне контролировали наиболее богатые и влиятельные горожане - патрициат. Становление коммун послужило одной из основных предпосылок превращения городов в центры экономического, идейного и культурного прогресса. Подрывая могущество феодальных сеньоров, коммуны шли на союз с королевской властью, что явилось фактором политического объединения страны. В коммунах складывалось сословие горожан, ставшее одной из опор сословной монархии.

Коммунальное движение в Италии

В первой четверти 12 века статус коммуны получили Милан, Генуя, Падуя, Кремона, Феррара, Пиза, Сиена, Флоренция, Болонья. В Милане коммуна была провозглашена в 1098 году, но лишь к 1117 году стало осуществляться реальное самоуправление через консулов - высших должностных лиц коммуны. В последней четверти 12 века итальянские города совместно отстояли свою самостоятельность в борьбе с германскими императорами. Коммуны стали регулировать вопросы местного управления, судебной власти и судопроизводства, получили право чеканить монету, иметь собственные вооруженные силы, вести военные действия и заключать перемирия. Назначение консулов, также как право высшей юрисдикции, принадлежали императору Священной Римской империи номинально. Папство, нуждаясь в поддержке городов в борьбе против императоров, уступило им такой большой объем свобод, что уже само не смогло выступать в качестве доминирующей социально-политической силы в Италии. В то же время ни одному из итальянских городов не удалось сыграть консолидирующую роль в масштабах Италии или хотя бы для значительной части полуострова. К концу 13 века города-коммуны стали центрами 70 самостоятельных республик, территории которых включали город и ближайшую округу - контадо.
В конце 11 - начале 13 веков в итальянских городах-коммунах полнотой исполнительной власти располагали консулы . Их число в различных городах колебалось от двух до двадцати. Законодательной властью располагали коллегиальные органы. Как правило, в коммунах формировались большой и малый советы. В первой половине 13 века компетенция коммун и само их число значительно расширились, исполнительная власть в городах перешла к приглашенному подеста - лицу нобильского звания, располагавшего собственной военной силой. Подеста приглашали на краткий срок, обычно на год, но единоличный характер его власти должен был пресечь внутригородские распри. Гарантией от узурпации власти подеста являлись статуты коммуны статуты и коллегиальные органы управления. Число коллегиальных органов и должностных лиц коммуны постоянно росло, как и численный состав советов. Круг лиц, имевших постоянное избирательное право в коммуне, расширился, но группы с высоким имущественным цензом и также наиболее богатые цехи пользовались дополнительными правами и привилегиями. Лица с низким имущественным цензом и временные жители зачастую не обладали никакими политическими правами. С 13 века внутри коммун развернулась борьба между «тощими» и «жирными». В ряде городов (Флоренция, Болонья) коммуна вступала в борьбу с нобилями округи. Их замки разрушались, владения конфисковывались, сами они вынуждены были переселиться в город под надзор коммуны, не получая избирательного права.
На рубеже 13-14 веков в итальянских коммунах начался период капитаната, когда на первый план в городском управлении выдвигается капитан - глава городского ополчения. Расширение компетенции капитана превращает его в сеньора. При этом коммунальные институты продолжают существовать, но утрачивают реальную власть. К концу 13 века «капитан народа» становится сеньором без ограничения срока полномочий в Милане, Падуе, Мантуе, Вероне, Ферраре. В этих городах возникли династии наследственных правителей - Висконти в Милане, Эсте в Ферраре, Гонзага в Мантуе, Каррара в Падуе, Скалигери в Вероне. Города Флоренция, Венеция, Болонья сохранили коммунальное устройство на более длительный срок.