Что такое полигамия. Многомужество: ученые говорят, что это естественно Полигиния полиандрия моногамия

В качестве другого критерия типологии брака и семьи служит Количество брачных партнеров. В этом случае различают Моногамию - брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и Полигамию - брак, включающий в себя несколько партнеров. Полигамия подразделяется на два варианта: полигиния (многоженство) - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия (многомужество) - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Существование Полигамии Может быть объяснено с позиций социобиологии, которая усматривает в таком браке эво-люционно-генетическую преемственность с брачным поведением высших приматов. Подчеркивая различия врожденных стратегий сексуального поведения женских и мужских особей, предполагается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам. Заметим, что общественное мнение более терпимо относится к подобной активности мужчин, а женщине отводится роль «верной супруги и хорошей матери», для выполнения которой лучше всего подходит моногамия.

Полигамия нарушает естественную, примерно одинаковую пропорцию мужчин и женщин в обществе. В истории человечества известны ситуации, когда высокая смертность мужчин или женщин приводила соответственно к многоженству или многомужеству.

Возможны и скрытая форма двоеженства, и союз замужней женщины с холостым мужчиной.

Г. Ha В A Й Muc Приводит случай из практики психологического консультирования — историю Тадаса и Елены, имевших общего ребенка. Искатели сильных впечатлений, они нуждались именно в «запрещенной» любви. Законную супругу Тадаса эта система взаимоотношений тоже устраивала, поскольку позволяла достичь полной власти в семье. Тадас на этом не остановился. Утратив остроту ощущений, он заводит знакомство с девушкой Лаймой, живущей в ожидании «сильных и необычных чувств». Для Тадаса количество завоеванных им женщин являлось критерием его жизненного успеха, средством его самоутверждения. Однако для другого человека двойственность его статуса как брачного партнера чревата эмоциональным напряжением и непредсказуемостью последствий.

Полигамия порождает ревность и соперничество как среди мужчин, так и среди женщин. Поэтому ее прочность зависит от потенциала автономии мужчины, адаптационных возможностей женщины, от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам. Велико и влияние традиций, например у народов, исповедующих ислам.

Моногамия Преобладает в большинстве известных обществ, является социально-прогрессивной формой брака и имеет значительный эволюционный потенциал. Развитие брака происходило по линии накопления нормативных ограничений сексуальной свободы, а следовательно, уменьшения числа лиц, с которыми индивид мог вступать в половые отношения. Своим возникновением моногамия обязана экономическим причинам. Утвердилось право собственности мужчины - мужа и отца, было введено определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии, обеспечивалось рождение достоверно известных детей-наследников.

Общество по-разному оценивает мужчину и женщину, и эта оценка производится на основе экономического статуса. Появляются основания для господства в семье мужа - «добытчика» и «кормильца».

Классическая моногамия есть Пожизненное единобрачие, В брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь, связав себя взаимными обязательствами. Тем самым у супругов и их окружения поддерживается чувство прочности брачных уз, но не предотвращаются случаи супружеской неверности. Основное требование к традиционной моногамии - единство брачности, сексуальности и прокреации, а также их заданная последовательность. Нарушениями норм являлись сексуальные контакты до брака, рождение ребенка вне брака, самоценность сексуальных отношений мужа и жены, сексуальная инициативность женщины. За несоблюдение этих правил полагались различные по степени суровости санкции. В этих условиях семья обладала монополией на регулирование сексуальных отношений и на воспроизводство детей.

Поначалу супружеский союз создавался на основе предварительного соглашения между родителями жениха и невесты. В России во второй половине XIX в. начинает практиковаться женитьба по взаимной склонности. Наличие неэкономических мотивов заключения брака укрепляет моногамию.

В психологическом смысле моногамия строится На основе избирательности восприятия и отношения к партнеру: Далеко не всем людям мы симпатизируем, и не во всяком межличностном контакте возникает чувство взаимного притяжения. Даже любимого человека мы не обязательно воспринимаем как будущего супруга. При выборе спутника жизни каждый человек руководствуется собственными психологическими критериями, ориентируется на особое сочетание качеств. Оцениванию подвергаются внешний облик и манера поведения, интересы, взгляды и жизненное кредо, психодинамические свойства и черты характера партнера. Известно, что межличностная привлекательность поддерживается параметрами, которые представляют для индивида значительную ценность или вызывают у него надежды на благоприятное развитие отношений с партнером. При этом наблюдается индивидуализация вкуса: то, что одному человеку представляется привлекательным, для другого оказывается неприемлемым.

Если брачный выбор является адекватным (взвешенным, обоснованным), возникает чувство незаменимости партнера и укрепляется установка на долговременность отношений. В связи с этим, в качестве фактора, обеспечивающего стабильность брака, указывается продолжительность добрачного знакомства, ухаживания, в ходе которого партнеры могут лучше узнать друг друга.

Действительно, для создания устойчивого союза выбор должен быть взаимным, а переживаемые чувства разделяемы другим супругом. Более того, необходимо, чтобы действовал принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается в том случае, если такой обмен с точки зрения партнеров является равноценным. Например, внешне непривлекательная женщина может окружить красивого мужчину заботой, лаской и вниманием.

По мере роста стажа совместной жизни у супругов складывается динамический стереотип взаимодействия. Достоинства и недостатки мужа или жены становятся известными, а поступки предсказуемыми. Партнеры накапливают опыт вза-имноположительного поведения, принятия и прощения. Определенность отношений способствует сохранению внутрисемейного согласия, но препятствует переменам. Словом, поведенческие стереотипы предназначаются для охраны создавшегося положения. Люди придерживаются позиции «лучше дорожить тем, что имеешь» и стараются найти преимущества в актуальном партнерстве.

Данная типология будет в полной мере соответствовать реалиям сегодняшнего дня, если охарактеризовать явление, связанное со значительным количеством разводов и повторных браков. Речь идет О Серийной моногамии, Или. Последовательной полигамии. Это означает, что в определенный промежуток времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него (нее) насчитывается более одного.

В литературе анализируются как социально-экономические, так и психологические причины серийной моногамии. Все меньшее число людей живет и работает в условиях сельскохозяйственного или ремесленного производства, где совместное владение средствами производства вынуждает сохранять несчастливый брак. Чем меньше супруги в своей экономической и социальной жизни связаны друг с другом, тем скорее они могут поставить вопрос о разводе в случае неудавшегося брака.

Профессиональная занятость женщины в проблемных семьях повышает экономическую возможность и психологическую готовность к разводу. Другими факторами повышения готовности к разводу являются малое количество детей в семье, сокращение браков, заключенных по религиозному обряду, рост урбанизации и региональной мобильности, перемены в роли женщины.

Основу трансформаций в брачно-семейных отношениях составляет дальнейшая индивидуализация жизненной концепции, изменение ценностных ориентации личности.

Брак по свободному выбору, А не по экономической необходимости оказался довольно хрупким. Потребности в эмоциональной защищенности, любви, семейном счастье и сексуальной совместимости реализовать гораздо сложнее, чем потребности жизнеобеспечения или гарантии имущества и статуса. На этом фоне усиливается вероятность расторжения брака по психологическим мотивам; рождается убеждение, что брак перестает быть браком, если в нем больше «нет любви». Общие дети, жилье, доходы, совместное владение имуществом вынуждают людей примириться с противоречиями брака, но вряд ли компенсируют недостаток эмоциональной поддержки или сексуального удовлетворения. Чем сильнее супружеская пара ориентируется на идеал «любящей пары», тем чаще она распадается из-за конкуренции новой «романтической любви».

Общественное мнение по отношению к расторжению брака тоже либерализуется. Снижается готовность принимать брак «без любви» или слишком конфликтный брак. Более того, люди не боятся признаться самим себе и своему окружению, что считают свой брак неуспешным и распадающимся. Рост числа разведенных в обществе приводит к тому, что желающие развестись могут рассчитывать на понимание своих проблем. Реакция социального окружения на развод нередко оказывает влияние на принятие решения супругами.

Мотивация совместной жизни обладает различной длительностью у разных людей. Не всем и не всегда удается обеспечить близость или согласованность желаний, склонностей и интересов обоих партнеров в течение значительного периода времени. Некоторые супружеские пары не выдерживают столкновения любовной лодки с суровым бытом, другие же «золотой свадьбой» знаменуют новый этап в развитии своих отношений.

Иногда браки распадаются ради незамедлительного заключения другого союза.

Современный человек отличается Установкой на возможную временность брака. Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с потребностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может доминировать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. В проблемной семье укрепляется тенденция к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. Успех преодоления семейных трудностей воспринимается как зависящий от индивидуальных свойств партнера. Повышаются требования к качествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентации на брачного партнера над установками к продлению супружества. Если индивид испытывает неудовлетворенность супругом, то он скорее решится сменить партнера, нежели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака.

Восприятие семьи как временного объединения соответствует и социальным трансформациям, и индивидуальному жизненному опыту современного человека. Вместе с тем, понятно, что готовность хотя бы одного из партнеров прекратить брачно-семейные отношения выступает в качестве фактора дестабилизации семейной системы. Сама установка субъектом зачастую не осознается, требования к домочадцам предъявляются в полной мере, но его собственный вклад в обеспечение нормального существования семьи оставляет желать лучшего.

Немаловажную роль в активизации установки на временность брака играет Тиф о беспоследственности развода. Такое представление является своеобразной защитной реакцией в ответ на распространенность разводов в обществе и/или субъективную неизбежность развода в собственной жизни. Оно связано также с незнанием процедур развода. Специалисты оценивают развод двояко. С одной стороны, развод есть свидетельство дезинтеграции семьи, одно из самых сильных потрясений в жизни, фактор риска аварий, самоубийств и алкоголизации.

Цена развода часто слишком высока: происходит вынужденный отказ от привычек, придающих уверенность; реорганизация повседневной жизни и социальных связей; ухудшение материального положения, в особенности жен-дин; угроза расставания с детьми, в первую очередь для мужчин. Большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют возможности или желания вступить в повторный брак. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, возрастает вероятность отклоняющегося поведения детей и подростков. Одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для многих людей. Развод - это стресс и для супругов, и для их детей. С другой стороны, следует признать развод как компонент современной семейной системы. Его положительный смысл состоит в прекращении разрушительных тенденций в отношениях двух людей. Результаты исследований показывают также, что постоянные глубокие конфликты в семье оказывают на развитие детей более отрицательное влияние, чем спокойная, эмоционально благополучная, стабильная жизнь с одним из родителей.

Природа серийной моногамии не может быть понята без учета Динамики межличностного взаимодействия в супружеской диаде. На протяжении совместной жизни меняются представления мужа и жены друг о друге. Выбирая спутника жизни, юноша или девушка не могут достаточно точно оценить качества партнера. В период добрачного ухаживания, чтобы привлечь внимание понравившегося человека, мы стремимся презентировать свои лучшие качества. Но то, что требуется для удачного брака, часто отличается от того, что подчеркивается при ухаживании. В семейной жизни в силу разнообразия ее составляющих необходимо проявлять много различных свойств. Если партнер не соответствует требованиям, у мужа (жены) появляется основание демонстрировать свое превосходство перед ним, принижать его достоинства и тем самым ставить под вопрос его ценность как члена семьи.

Люди не всегда хорошо себе представляют, какими качествами должны отличаться их избранник или избранница. Часть причин брачного выбора остается за пределами осознания. Это может привести к поспешному и необоснованному выбору. К тому же, черты характера личности, ее мировоззрение, жизненные интересы и намерения с течением времени меняются. Некоторые качества утрачивают свою былую привлекательность, другие становятся неприятными и раздражающими.

Изменения претерпевают и семейные (шире - социальные) роли мужа и жены, а также их отношение к этим ролям. Предположим, на начальной стадии супружества женщина может признавать руководство старшего по возрасту и житейски более опытного мужа. В дальнейшем она может потребовать признания собственных возможностей и стремиться к избавлению от опеки со стороны супруга. Принять новую семейную роль, как свою собственную, так и роль партнера, бывает непросто. Во всех этих случаях возникает состояние «ошибки выбора», тем более что на него можно отнести трудности взаимной адаптации супругов. Видимо, по данной причине статистикой фиксируется первое учащение разводов вскоре после свадьбы, когда обычно еще нет детей.

Однако не стоит преувеличивать неумение или нежелание человека адекватно оценить партнера. Нельзя абсолютизировать идею «Любовь слепа, она не видит зла», хотя в романтический период отношений мы все «обманываться рады». Если человек является нашим избранником, следовательно, нам удается в какой-то степени прогнозировать его поведение. Если свадьба состоялась, значит, партнер способен удовлетворить какую-либо часть наших потребностей. Дальнейшее развитие супружества зависит от ожиданий по отношению к семейной жизни и степени их соответствия реальности. Но не все люди обладают достаточной готовностью разрешать противоречия и трудности, столь естественные для совместного существования. Когда ожидания расходятся с действительностью, то радость и удовольствие начинают искать за пределами семьи. Важным признаком супружеского неблагополучия выступает отказ от совместного поиска способов преодоления разногласий, дистанцирование, а затем и отчуждение в отношениях.

Эволюция супружества подчинена закономерностям развития эмоциональных отношений, в частности, отношений любви и симпатии. Взаимоотношения могут быть стабильными только тогда, когда участники общения имеют активное желание справляться с возникающими трудностями. Сохранение отношений должно восприниматься субъектом как одно из условий достижения значимых для него целей. Обычно люди ориентируются на стереотипы «хороших отношений», которые задают определенную, как правило, понятную и доступную, линию поведения и содействуют прогнозу развития отношений. В то же время подобные стереотипы могут препятствовать принятию актуального партнерства.

Известно, что источником недовольства для членов семьи могут быть не только конкретные сложности внутрисемейного взаимодействия, но и несоответствие семьи субъекта его представлениям о норме, его образу «хорошей семьи» или «хорошего супруга».

В развивающихся, отношениях субъект оценивает не отдельные поступки партнера, а отношения как целое, в контексте всего взаимодействия. Знаменитый знаток социальной психологии, автор книги «Общественное животное» Э. Аронсон Сформулировал «закон супружеской неверности». В условиях психологической близости у партнеров складывается привычка к взаимным высоким оценкам. Позитивная оценка ожидается, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В результате чувствительность к положительному подкреплению снижается, а к негативному оцениванию, наоборот, повышается. Близкому человеку труднее, чем постороннему, добиться положительных чувств в ответ на свои действия, но у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера. Такое явление часто встречается в конфликтных семьях.

В житейской, да и в научной психологии весьма живуче представление о том, что стабильность эмоциональных отношений обеспечивается определенным сочетанием личностных характеристик членов пары. Такое представление способствует передаче ответственности за неудачи семейного общения безличным психологическим законам. Между тем психологическая совместимость является результатом развития отношений в диаде, а продуктивное сотрудничество возможно при разных сочетаниях личностных свойств членов пары.

Супружество предполагает тесный контакт между людьми, их взаимозависимость, интенсивность эмоций, а также особую значимость этих отношений. В данной ситуации объект любви и симпатии не может не вызывать некоторых отрицательных чувств. К сожалению, многие люди отказываются признать факт естественности, закономерности отрицательных переживаний. Враждебные чувства могут вытесняться, но в последующем выплескиваться в «конфликтах без видимых причин». Если негативизм оправдывается, то неизбежна переоценка отношений с партнером, которому могут быть приписаны даже несвойственные ему недостатки.

Любые Межличностные отношения имеют свою историю, Которая может быть долгой или краткой. Пресыщение отношениями, чувство, что они наскучили, исчерпали себя и не приносят желаемого удовлетворения, может возникнуть достаточно быстро. Любимый человек ежедневно находится рядом, ситуации общения повторяются, стереотипизируются. Поведение партнера становится полностью предсказуемым, он утрачивает свой прежний «шарм». Кроме этого, стереотипы конфликтного общения мешают взаимопониманию. Тогда смена брачных партнеров будет обусловлена стремлением к разнообразию переживаний, потребностью в новых впечатлениях, новой эмоциональной связи. Некоторые люди отличаются экспансивностью поиска новых ощущений и надеются, что каждая новая встреча принесет исполнение желаний.

Перспективы серийной моногамии (последовательной полигамии) связаны с устойчивостью жизненной стратегии заключения повторного брака. При всей популярности повторных браков наметилась любопытная тенденция. В 40-60-е годы большинство разведенных стремилось к скорому вступлению в брак. В настоящее время социокультурное давление на эту категорию граждан значительно ослабло.

Тот общеизвестный факт, что в некоторых странах официально разрешено многоженство, у многих дам вызывает негодование. Почему мужчинами разрешено быть хозяевами гаремов, а женщинам нет? На самом деле такое явление как полиандрия, что при дословном переводе с древнегреческого обозначает как многомужество, является не столь уж редким. В подтверждение этого предлагаем рассмотреть несколько стран, где разрешено многомужество.

Причины возникновения явления

Полиандрия, больше известная под названием многомужество, служит редкой формой полигамии, при которой женщина имеет право вступать в брак сразу с несколькими представителями сильной половины человечества.

Распространение этого явления вызвано условиями окружающей среды. К примеру, в средневековых государствах, где часто велись войны, отправляющийся в поход муж мог пригласить на время своего отсутствия второго мужчину с тем, чтобы он защищал интересны и имущества супруги. Чаще всего эта роль поручалась родственнику по крови. Момент относительно возможности вступления с супругой в половую связь основной муж одобрял заранее.

Полиандрия было весьма распространенным явлением и среди эскимосов. Чтобы не оставлять свой дом без присмотра на время отлучки мужчина подыскивал себе замену. Приглашенный на время муж был наделен всеми правами и полномочиями: он и имущество охранял, и жену ублажал.

В Венесуэле и вовсе факт признания одного ребенка двумя отцами ни у кого не вызывал недоумения. Такая необходимость была вызвана тем, что в разы повышала вероятность того, что наследник безбедно доживет до совершеннолетнего возраста и успешно реализует себя в жизни.

Даже в государствах, где многомужество разрешено буддисткой религией, распространение этого явления также не стоит считать проявлением особой чувственности местных дам. Оно вызвано все той же необходимостью компенсировать неравное соотношение числа представителей обоих полов.

В каких странах распространена полиандрия

Полиандрия была распространена в человеческом обществе еще в прошлые века и неоднократно появлялась в разных культурах. Первое письменное упоминание о многомужестве встречается в древнеидийском эпосе «Махабхарата».

Сегодня многомужество официально разрешено во многих странах и отдельных административных областях. Это:

  • горные районы южной Индии;
  • Тибетский автономный район Китая;
  • северо-восточная часть Непала;
  • Шри-Ланка.

В отдаленных провинциях Индии и суровых районах гималайских гор, где широко распространен ортодоксальный буддизм, женщины и вовсе берут в мужья состоящих в родстве между собой братьев. Такая форма отношений называется фратернальной. Она нашла широкое распространение как среди бедняков, так и среди знатных семей.

Фратернальная полиандрия вызвана необходимостью сохранять во владениях семьи пастбищные и пахотные угодья. Родственные браки препятствуют раздроблению земельной собственности. Дети, рожденные в таких браках, считаются общими. Благодаря этому отпадает вопрос делить недвижимое имущество между наследниками, а собственность переходит неразделенной из поколения в поколение.

В семьях аристократов стран средневековой Европы для предотвращения дробления земель рода при наследовании и сохранении титулов действовало правило майората. Согласно ему приемником наследства становился только старший сын. Младшие дети вынуждены были покидать родные места с тем, чтобы искать себе занятие либо же уходить в монахи.

По такому же принципу сегодня поступают и в бедных тибетских семьях, где земли являются единственным источником дохода. Если в доме несколько сыновей, то женится только старший. Пришедшая в дом жена становится невесткой для всех братьев.

Большая семья живет в одном доме, ведя общее хозяйство. Мужья имеют интимные отношения с супругой по очереди. О том, что спальное ложе занято, указывает предусмотрительно оставленная мужчиной перед входом обувь. Невестка же имеет право принимать всех мужей либо же выбрать для себя лишь одного партнера. В случае, если один из мужей так и не смог заслужить благосклонность супруги, он уходит из дома, нанимаясь в работники или становясь служащим монастыря.

Как дело обстоит в продвинутых странах?

Пополнить ряды стран современного мира, где разрешено многомужество в скором будущем может и Америка. Автор законопроекта о полиандрии Джудит Уорнер считает, что это явление поможет увеличить доходы населения и побороть детскую бедность.

Этого же мнения придерживаются и эксперты по вопросам бедности. Неутешительные статистические данные показывают, что за чертой бедности находиться каждая 3-я женщина Америки и свыше 28 млн. детей. По их прогнозам в следствие многомужества возрастет процент браков и упроститься вопрос регулируемости рождаемости среди незащищенных слоев населения. Ведь в полиандрическом союзе на свет появится меньше детей, чем в нескольких моногамных браках. Как результат: уменьшится детская бедность, причем без какой-либо нагрузки на налогоплательщиков. Первый эксперимент по воплощению идеи решено провести в штате Юта. Если он пройдет успешно, то получит повсеместное распространение.

Полигамия в древности и сейчас: особенности и разновидности полигамных супружеских отношений. Предпосылки возникновения многожёнства и многомужества.

Современные психологи и социологи всё чаще говорят о полигамии, причём как в прямом, так и переносном смысле. Разрушение традиционной морали сделало возможными самые разные формы семейных отношений, и брак или сексуальные отношения с несколькими людьми другого пола уже перестал казаться чем-то диким, даже для многих жителей России и Европы.

Полигамия: что это такое

Полигамией называется древний вид брачных отношений, при котором представитель одного из полов состоит в супружеских отношения с несколькими людьми противоположного пола. Возможны два вида подобных отношений:

Полигиния, или многожёнство;
и полиандрия, иначе – многомужество.

Обе формы появились ещё в глубокой древности и связаны с особенностями жизни народа. Однако и в современном мире полигамные браки достаточно распространены. Даже в тех странах, где многожёнство юридически запрещено, наблюдаются супружеские измены, которые психологи также считают одним из проявлений полигамности.

Исторические причины многожёнства


Полигинию можно считать одной из наиболее древних форм брака: исследователи считают, что такие отношения появились ещё в период перехода от собирательства к земледелию. Они были распространены у многих древних народов мира: иудеев, египтян, китайцев, мидийцев, римлян, древних жителей Индии.

В Торе и Ветхом завете упоминается о том, что у «отцов» еврейского народа – Авраама и Иакова – было по нескольку жён. А знаменитый царь Соломон был супругом для 700 женщин! Впрочем, русский князь Владимир Креститель ничем не уступил южным соседям: согласно летописям, он имел несколько законных жён и около 1000 наложниц в разных городах.

Основной причиной полигинии можно считать нескончаемые межплеменные войны. В битвах погибали, в первую очередь, мужчины. Чтобы обеспечить быстрое воспроизводство населения и спасти народ от исчезновения, появилось правило, согласно которому мужчина должен был подарить сына нескольким женщинам. Со временем жизненная необходимость перерастала в традицию: большое количество жён было свидетельством богатства и мужской силы воина.

Отношения к многожёнству в разных странах мира


Полигиния развивалась во многих странах мира, хотя отношение общества к этому было неоднозначным. У некоторых народов многожёнство разрешалось лишь до тех пор, пока прирост населения не достигал определённого уровня. После чего объявлялся запрет на полигамные браки.

В современных странах существует несколько юридических подходов к такой форме брака:

1. На Ближнем Востоке, за исключением Турции, эта форма брака существует совершенно официально.

2. В государствах Средней Азии многожёнство запрещено. Но, к примеру, в Таджикистане закон не возбраняет мужчине иметь, кроме одной официальной супруги, 2 – 3 незарегистрированных семьи.

3. В странах Закавказья и Северного Кавказа первый брак, как правило, регистрируется официально, а последующие заключается в мечети.

4. В Афганистане, ОАЭ и Саудовской Аравии к этому вопросу подходят ещё проще: мужчина может брать столько жён, скольким сможет обеспечить достойный уровень жизни.

5. В России, Западной Европе, США и Канаде на государственном уровне разрешены только моногамные браки. Хотя в некоторых европейских странах признаются полигамные браки, заключённые в другой стране. Действует этот закон лишь для эмигрантов из мусульманских стран.

6. А вот в таких странах, как Мавритания и Марокко, при действующем многожёнстве существуют ограничения прав мужчин. Так, первая жена, при заключении брака, может добавить в брачный договор пункт о запрете повторной женитьбы для мужа.

Во многих исламских государствах, допускающих многожёнство, действуют и другие ограничения. Так, в Коране указано, что мужчина может иметь не более 4 жён. При этом придётся документально подтвердить финансовое положение, достаточное для содержания нескольких женщин, и получить согласие первой жены.

Полиандрия и полигиния это что


Полиандрия, вторая форма полигамии, менее распространена в мире, нежели полигиния. Это форма брака, предполагающая наличие у женщины двух и более мужей.

Полиандрия встречалась у тех древних племён, где длительное время проявлялась нехватка женского пола. Впрочем, возможны и другие причины:

Высокий статус женщин, связанный с особенностями ведения хозяйства (например, собирательство);
Малое количество пригодных для земледелия территорий, из-за чего все мужчины одного поколения стараются жениться на одной женщине, чтобы не делить наделы на каждую малую семью;
Вера в возможность зачатия ребёнка несколькими отцами;
Тяжелые условия жизни, при которой моногамная семья не в состоянии обработать неплодородную землю и для того, чтобы обеспечивать пропитанием детей, необходимы усилия нескольких взрослых мужчин.

Полиандрия в современном мире


В наши дни полиандрия существует лишь в нескольких странах:

Северной Индии;
Горном Непале;
Тибетском округе Китая;
Нигерии;
Кении;
Шри Ланке;
В Бутане, у небольшого племени Минаро;
И на Маркизских островах, среди местных аборигенов.

На Тибете и северных провинциях Индии существует необычная форма полиандрии: официально брак заключается лишь с одним, старшим в семье мужчиной, после чего его братья автоматически становятся супругами женщины. При этом все дети, рождённые в такой семье, называют отцом исключительно старшего из мужей матери, а остальные считаются «дядьями».

Иногда в полиандрическую семью приглашают постороннего неженатого мужчину. Это происходит в случае бесплодия законных мужей и лишь с их согласия.

«Неофициальная» полигамия в современном обществе


Несмотря на то, что в большинстве стран многожёнство запрещено законодательно, фактически эта форма отношений между мужчинами и женщинами существует до сих пор. У многих мужчин, кроме законной супруги, существует одна или несколько любовниц. Если же мужчина финансово состоятелен, то он нередко обеспечивает не только самих женщин, но и их детей; то есть, фактически живёт на две семьи.

Психологи отмечают, что большинство мужчин полигамны по своей природе и не в состоянии всю жизнь испытывать половое влечение лишь к одной женщине. При этом интрижка на стороне не всегда означает, что супруг разлюбил свою «вторую половину».

Женщины, по мнению психологов, меньше подвержены стремлению к смене партнёров и поиску новых любовных приключений. Однако и представительницы «прекрасного пола» нередко имеют любовника, а порой и не одного. Правда, в отличие от мужских измен, обычно означает охлаждение чувств к законному супругу.

Психологические предпосылки многожёнства в XXI веке


Психологи называют несколько причин, под влиянием которых мужчины предпочитают полигамные отношения, даже в тех государствах, где такая форма брака запрещена законодательно:

Желание получить большее количество заботы и ласки от женщины;
поиск новых ярких впечатлений и стремление разнообразить свою сексуальную жизнь;
неудовлетворённость в супружеской жизни;
стремление получить наследника (это особенно важно для мусульманских стран, где мужчина, не сумевший зачать сына, воспринимается в обществе как не вполне полноценный).

Кроме того, для многих современных людей большое количество половых партнёров расценивается как некий показатель успешности. Причём это касается не только мужчин, но и некоторых женщин.

Многие из вас, скорее всего, уверенны, что многомужество – это всего лишь миф и выдумка, которую придумали ярые феминистки в отместку распространенному в мире многоженству.

Вы будите очень удивлены, когда узнаете, что женская форма полигамии действительно существует, хотя встречается она значительно реже. Ведь термин «полигамия» (многобрачие) включает в себя не только полигинию (многоженство), но и полиандрию, что обозначает многомужество.

Кстати, многие научные исследования доказывают, что женщины также полигамны, как и мужчины. В ходе научных исследований больше половины опрошенных женщин признались, что втайне мечтают испробовать себя в роли жрицы любви, а 45% мечтают о групповом сексе.

Брак по-тибетски

Чаще всего полиандрия встречается в Тибете, Гималаях и нескольких районах Южной Индии.


В Тибете полиандрия существует с давних времён, и объясняется она здесь не любвеобильностью женщин и не их дефицитом, а, прежде всего, экономическими причинами. Дело в том, что бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей, и сохранив для них общий родительский кров. Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете – возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог разорить многих тибетцев.

В таких семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку. Все братья вместе ведут хозяйство, а брачное ложе жены они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери. Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.


Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.

Многие молодые тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало – это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться браться сразу из нескольких семей.


Многоженство по-непальски

Семьи, где все братья берут себе общую жену, встречается также в высокогорных районах Непала. Жесткий климат и дефицит плодородной земли приводит к тому, что делить земельные участки просто бессмысленно, поэтому все братья берут себе общую жену и продолжают жить все под одним кровом. Супругу выбирает старший брат, с которым и совершается брачный обряд. Отцом всех детей считается старший брат, также встречаются семьи, где отцовство ребёнка определяется по старшинству: отцом первого ребёнка считается самый старший брат, второго – младший и т. д.

Если благосостояние семьи растёт, братья могут брать себе вторую и третью общую жену, и тогда многомужество превращается в разновидность группового брака.

Многомужество в Южной Индии

Очень интересный вариант матриархального многомужества ещё совсем недавно встречался в Южной части Индии у касты наяров Малабарского берега. Местные семьи состояли из старшей дамы, её детей, внуков и правнуков, причем членами семьи считались только дети дочерей, а все потомки по мужской линии принадлежали их матерям. Каждая Женщина могла иметь здесь по 8-12 мужей, которых она выбирала из своей собственной или более высокой касты. Отцовство в таких семьях определить было очень сложно, но в любом случае мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери, а права на наследство имущества передавались исключительно по женской линии.

У наярских женщин было намного больше прав и свободы в принятии решений о семье и сексе, чем у женщин из патриархальных семей. К тому же, рождение девочки у наяров не считалось трагедией, как в других частях Индии, а наоборот – приветствовалось.

Сегодня некоторые учёные утверждают, что наярская модель брака – это семья будущего, поскольку сегодня ни мужчины, ни женщины не стремятся обременять себя грузом ответственности, которая ложится на плечи супругов из традиционных семей.

Как видите, далеко не всегда многомужество делало женщину главной в семье и обществе, и даже наоборот – становилось настоящей проблемой для всего женского населения.

Семья как единица общества возникла очень давно. В древности люди поняли необходимость объединения в семьи с целью сохранения и приумножения рода, полученных от природы и добытых другими путями благ и т.д.

Однако уже в древние времена образовалось несколько форм брака, подразумевающих либо наличие только двух партнеров и сохранение верности на протяжении всей жизни, либо присутствие нескольких супругов одновременно.

Моногамия и полигамия как формы брака

зародился еще в древние времена. Он послужил опорой для сохранения благ внутри рода, приумножения числа общины и других целей.

Однако практически сразу появилось две формы:

  1. полигамия, когда у одного лица предусмотрено несколько партнеров;
  2. моногамия – сохранение верности одному партнеру всю жизнь.

Это два противоположных понятия, которые вызывают множество споров по сей день. В некоторых культурах, странах на государственном уровне признается полигиния, в других она напротив запрещена. Это обусловлено формированием отношения к браку на национальном уровне, путем развития конкретного народа и другими факторами.

В России не регистрируется. Однако моногамия в чистом виде в современных условиях также встречается редко. Это обусловлено допустимостью вступления в новый брак после завершения предыдущего, что уже не является моногамией.

Цели и психология полигамного брака

Такая форма семейных отношений имеет определенные цели и философию.

Основной целью такого союза является уменьшение количества незамужних (неженатых) представителей определенного пола в нации.

Кроме того, однозначно такая форма позволяет увеличить потомство в первых двух поколениях.

Психология полигамного брака присуща больше . Это обусловлено подкреплением идеи на религиозном уровне и объяснением необходимости заключения подобных браков.

Чаще всего подразумевается именно многоженство и женщина в таком союзе выступает, как ведомая и подчиняющаяся. Она полностью зависит от мужчины и лишена многих прав, которые доступны ему. Однако, с другой стороны, она полностью находится на его обеспечении.

Сегодня полигамия проявляется не только в многоженстве, но и в смене партнеров, наличии параллельно нескольких отношений и т.д. Так как моногамия предполагает один брак на всю жизнь, то на сегодняшний день практически не встречается. Все остальные формы брака и отношений в той или иной мере являются полигамными.

Плюсы и минусы

Окончательный список преимуществ и недостатков такой формы брака, как полигамия определяет общество и человек лично. Для кого-то она неприемлема и недопустима, в других государствах и сложившихся традициях она является единственно верной. Среди относительных преимуществ можно выделить следующие:

  • повышение рождаемости в первых поколениях таких браков;
  • уменьшение количества незамужних (неженатых) представителей того пола, которого в нации меньше;
  • разнообразие в отношениях.

Все преимущества являются субъективными. Сторонники моногамии могли бы отнести их к недостаткам.

Однако в полигамии есть ряд минусов, с которыми могут согласиться даже ее сторонники:

  • возросшее количество заболеваний, передающихся половым путем;
  • сокращение роста популяции в третьем и последующих поколениях. Ученые доказали, что именно с этим связано, в первую очередь, появление моногамии. Полигамия дает большой прирост потомства в первых нескольких поколениях, но по ряду причин он сокращается в последующих;
  • необходимость содержать и поддерживать нескольких супругов или партнеров и т.д.