Что такое честолюбие и как его в себе воспитать? Честолюбие: что это? Достоинство или порок? Понятия честь честолюбие тщеславие

На самом деле это слово не такое безобидное, как кажется. Позже выясним, почему. Во-первых, нужно для начала посмотреть перевод этого слова с церковно-славянского. Многие современники, особенно молодежь, путаются в понятии или вообще не слышали ни разу. Во-вторых, подробнее перечислим примеры, чтобы понять, что такое честолюбие. Определение этого слова, разумеется, лучше давать ясное и четкое. Допустим, есть слово "почести". Не все знают, что это. А мы сразу давайте получим ответ: оценка себя при совершении какого-либо действия.

Что означает?

Что такое честолюбие? Лучше сразу дать более простой и понятный ответ. Честолюбие - это любовь к почестям. Что под ними подразумевают? Вы видели, как люди стремятся занять первое место, лидировать в какой-либо сфере жизни? Их можно смело назвать честолюбивцами.

Поверьте, "често" - не значит "честный", здесь главенствует слово "честь". Если разделить слово "честолюбие" на две половинки, то получится "честь" и "любить". Что у нас получается в итоге? Любить честь, стремиться к ней. Сюда можно отнести славу, лидерство, похвалы в свой адрес.

Честолюбие - грех

Давайте рассмотрим христианскую точку зрения. Честолюбие в православной среде - это греховный поступок. Христианин не должен быть таковым, потому что это огорчает бога. Человек должен быть скромным, не выделяться среди других. Сам Иисус Христос при жизни избегал славы, чести, когда исцелял больных. Такой пример описан в Священном Евангелии.

Нужно избегать такого порока, как такое? Почему порок? Ведь любая победа приносит радость. На самом деле, такая радость обманчива. В Евангелии есть такой эпизод, где Христос говорит притчу о первом и последнем местах: кто садится из приглашенных в первом ряду, его попросят отсесть на самое дальнее место. А тот, кто сидел скромно и очень далеко, того приглашают занять почетное место рядом с хозяином. И закончил Иисус эту притчу примерно так: Царствие Небесное подобно этой притче.

Как говорят современные священники, честолюбие и есть желание стремиться к славе, признанию, величеству. А ведь это присуще все гордому человеку.

Честолюбие для современника

Что такое честолюбие для современного человека? На самом деле различные виды стремления существовали во все времена. Например, юноша мечтает стать спортсменом. Его спрашивают: "Зачем, почему?". Если он ответит: "Хочу стать великим чемпионом в мире, чтобы у меня были награды, уважение!". Честолюбие здесь на лицо. Самый яркий и точный пример.

Рассмотрим другой вариант. Человек устроился на работу. Он простой сотрудник с маленьким окладом, но у него есть способности к управлению. У него большая семья, денег не хватает. Ради близких, а еще и ради коллег он стремится стать руководителем. Став директором, он зарабатывает для семьи, честно платит зарплату работникам, помогает им, стремится быть всем другом. Разве такого человека можно назвать честолюбивым? Конечно нет. Напротив, если бы простой рабочий мечтал стать директором с целью лидерства и чести, то он, скорее всего, не стал бы подчиненным другом и помощником.

Как не быть честолюбивцем?

Допустим, человек стоит на коленях перед Богом, от всего сердца просит прощения за то, что поимел гордость: смотрел свысока на других и стремился к тому, чтобы его считали самым главным, лучше всех. А теперь ему стыдно, мучает совесть. Ему больше не надо этого. Он хочет измениться.

Мы рассмотрели, что такое честолюбие. А теперь посмотрим, что может быть противоположным этому пороку. Как правило, человек скромный, тихий, незаметный. Он только подчиняется беспрекословно, слушается, если, конечно, просьба или приказ не идет вразрез с совестью.

Тот, кто отвергает честолюбие, будет говорить например: не нужен мне приз, пусть он достанется другому.

Честолюбивый человек — это индивидуум, который стремится быть лидером всегда и во всем . По жизни им движет желание быть богаче, успешнее, узнаваемее и счастливее всех остальных. Исходя из этого, как вы думаете честолюбие — это хорошо или плохо? Что побуждает человека стремиться к тому, чтобы быть неоспоримым лидером и, каковы мотивы таких людей?

Вконтакте

Одноклассники

Что касается непосредственно понятия честолюбия, то это стремление человека занять высокое положение в обществе, достичь ощутимых успехов, которые соизмеря.тся оценками, трофеями, наградами или цифрами. Понятие честолюбие раскрывает свой смысл посредством своих двух корней и означает любовь к чести.

Что такое честолюбие. Синонимы и антонимы этого слова

Тщеславный — это синоним к слову честолюбивый. А крайняя степень выраженности честолюбивая может граничить с алчностью - стремлением во всем искать материальную выгоду. В психологических словарях понятие честолюбия позиционируется как закреплённое в человеческом характере стремление всегда и во всем лидировать и достигать успехов в разных сферах жизни. В сравнении с целеустремленностью, честолюбие направлено исключительно на личные цели, а не альтруистические. Это явление является предметом педагогики, психологии, этики и прочих, не менее важных гуманитарных наук.

Честолюбие — это хорошо или плохо

На сегодняшний день вопрос о честолюбивом человеке довольно актуальный — хорошо это или, наоборот, неприемлемо в обществе . В хорошем понимании это понятие движет личностью для достижения успеха в своей сфере деятельности. Иными словами, человек делает всё возможное для того, чтобы его работа была идеальной. Параллельно с этим, у него есть желание подниматься по карьерной лестнице, получать множество лестных отзывов, находиться в центре внимания и выделяться в коллективе.

К преимуществам этой особенности можно отнести выполнение работы на высоком уровне и возможность положиться на такого человека. Без развитого качества честолюбия трудно достичь успеха в спорте, конкурсах и прочих соревнованиях. Однако, довольно часто встречаются ситуации, когда честолюбивый человек напрочь забывает о морали и этике, тогда это понятие приобретает больше очертания тщеславия.

Как развить честолюбие

Иметь честолюбивые цели — это вовсе не плохо . Если вы поняли для себя определение этого слова и решили развить в себе это человеческое качество, то настоятельно вам рекомендуем придерживаться ценных советов, которые приведены ниже:

Понятие честолюбия в православии

Православная религия утверждает, что честолюбие является грехом . Верующий христианин не должен быть таким, потому что это может огорчить Господа. Согласно православной религии, христианин должен быть скромным человеком и не выделяться среди окружающих. Библия повествует нам о том, как Иисус Христос в своей жизни исцелял больных, но при этом избегал славы и чести. Священное Евангелие призывает нас к тому, что необходимо избегать порока гипертрофированного честолюбия.

Антонимы и синонимы честолюбия основные отличия

социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив, побуждающий личность к социально значимой деятельности. Если же Ч. является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других, – его надо оценивать как отрицательное явление. Придание нравственной оправданности мотивам Ч. конкретной личности может способствовать формированию у нее лидерских качеств. Ч. может выступать причиной конфликтов в организации, во-первых, тогда, когда оно становится чрезмерным; во-вторых, если Ч. сводится к примитивному карьеризму. В интересах дела и профилактики конфликтов руководитель должен уметь поощрять здоровое Ч. и не давать развиваться карьеризму у подчиненных.

Честолюбие

стремление к внешней чести, почестям, уважению, почету, продвижению по службе и вследствие этого склонность действовать безнравственными способами.

Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает на бумаге запас сведений, которых нахватался накануне (О. Бальзак, Дочь Евы).

Любовь – желанное безумие, честолюбие – серьезная глупость (С. Шамфор).

Честолюбие охватывает мелкие души легче, чем большие, как огонь охватывает быстрее солому, хижины, чем дворцы (С. Шамфор).

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди малознакомые будут восхищаться больше (Ларошфуко).

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным (Ларошфуко).

Ни в каком деле не ищи себе земной славы: земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно бурному ветру, она дышит на человека, и, отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумению (Г. Константинопольский, Стоглавец).

Ср. желание славы; тщеславие.

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится быть лучше других. Он хочет быть богаче, успешнее, узнаваемее, хочет добиться успехов, которыми он сможет превзойти других людей. или плохо? В чем причина, и каковы мотивы людей, которые хотят превосходства над другими?

Разговоры и том, что значит честолюбивый, часто сводятся к наделению людей жаждой власти, подчинения других людей и показания превосходства над окружающими. Но это не совсем так. Честолюбие - это здоровое желание человека стать лучше. Это стимул развиваться и идти дальше, расти над собой и постоянно совершенствоваться. Честолюбие дается нам при рождении в зачаточном состоянии и постепенно развивается в течение жизни. И именно от его правильного развития зависит адекватность восприятия своих целей и средств, которыми будут достигаться.

Развитие - это всегда позитивный процесс. И честолюбие человека заставляет его двигаться вперед и преодолевать себя и свою лень. Это качество очень важно в жизни людей и дает им возможность достигать успехов и славы. Ведь иначе не было бы знаменитых ученых и открытий, изобретений и прогресса всего человечества.

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится вперед. Он мобилизирует свои внутренние скрытые ресурсы и заставляет их работать на благо себе. Это помогает человеку ставить перед собой трудные цели и достигать их, работая над собой и улучшая себя.

Честолюбивый человек - это победитель по натуре. Он стремится быть первым и выигрывать и в соревнованиях, и в жизни. Стремление быть первым заставляет его идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

Но стремление быть первым всегда и во всем может сыграть не только позитивную роль. Очень часто жажда превосходства над другими людьми толкает человека на неблаговидные поступки. Непомерная тяга к славе, богатству, успеху или известности приводят к постоянной гонке за недостижимой целью и заставляет человека вести себя по отношению к другим людям некрасиво и подло, идти по головам, оставаясь в одиночестве.

Говоря о насколько ты честолюбивый? Синонимы этого слова часто включают в себя также слово "тщеславный". Такой человек стремится занять высокое положение и в жизни, и в обществе, используя для этого любые цели. Цели и стремления такого человека всегда эгоцентричны. Он слушает только себя и всегда действует в своих интересах, не пренебрегая возможностью обойти конкурентов нечестными методами.

Не стоит путать эти понятия. Доброжелательность к другим людям и к их успехам - вот чем в первую очередь характеризуется честолюбивый человек. Это кардинальным образом отличает его от тщеславных индивидуумов и прочно разграничивает эти понятия.

Всего должно быть в меру. Честолюбие необходимо человеку в жизни для развития и достижения своих целей. В оно оказывает позитивное воздействие на все сферы жизни. И главное - не стоит стремиться к невозможному. Невозможно стать выдающимся ученым прямо завтра, если сегодня ты еще студент. Необходимо реально оценивать свои возможности, ставить цели и идти к ним. И все получится!

, знания или власть . В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие - предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

По Канту

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация . В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности , выносливость и трудолюбие .

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает, .
  • Дискретное честолюбие - это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир : Макбет (Англия, 1606)
  • Стендаль : Красное и чёрное (Франция, 1830)
  • Ги де Мопассан : Милый друг (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен : Гедда Габлер (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн : Мефисто (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка (США, 1933)
  • Гражданин Кейн (США, 1941)
  • Вся королевская рать (США, 1949)
  • Самая красивая (Италия, 1951)
  • Все о Еве (США, 1951)
  • Бекет (Великобритания, 1963)
  • Черный лебедь (США, 2010)
  • Одержимость (США, 2014)

Напишите отзыв о статье "Честолюбие"

Литература

  • Иосиф Райххолф (Josef H. Reichholf): Почему мы хотим побед . Спортивное честолюбие в качестве движущей силы в эволюции человека. Fischer Taschenbuch, Франкфурт 2009, .

Примечания

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.