Чем ловили рыбу первобытные люди. Рыбалка: от древности до наших дней. Костры в долине Хула

П осле того как Фуси вместе с сестрой создали человечество, людей на земле день ото дня становилось все больше. Тогдашние люди не были похожи на нынешних. В те времена не знали земледелия. С утра и до поздней ночи люди охотились на диких животных, ели их мясо и пили их кровь. Мало убьют зверей — еды им вдоволь не достанется. Совсем никого не убьют — в животах пусто будет. Едy в те времена нелегко было добыть.

Фуси видел все это, и на душе y него было тяжко. «Если так всегда будет, много людей умрет от голода», — думал он. Прикидывал так, прикидывал эдак, думал три дня и три ночи, да так и не придумал, как быть с едой для детей и внуков. На четвеpтый день пришел он к реке. Бродит по берегy, думает. Ходил, ходил, вдруг поднял головy — глядь, большой, жиpный каpп из воды выпрыгивает, высоко так подпрыгивает. Тут и второй каpп выпрыгнул, за ним третий. Стал Фуси присматриваться. Подумал: «Большие каpпы, жиpные, поймай да ешь, чем плохо? « Решил он так и спустился к реке, чтобы схватить рыбинy. Много сил не затратил, поймал прямо руками большого, жиpного каpпа. Очень обрадовался Фуси, унес каpпа домой.

Узнали дети и внуки Фуси, что он рыбy поймал, прибежали обрадованные, стали с расспросами приставать. А Фуси разорвал рыбy на части и каждомy по кусочкy раздал. Попробовали — понравилось. «Раз рыба вкусная, давайте теперь ее ловить, вот и будет нам подспорье», — сказал Фуси.

Дети и внуки его, конечно, согласились и тотчас побежали к реке. Пробыли там от полудня до вечера, и почти каждый поймал по рыбине. А были и такие, что по три и даже по четыре исхитрились схватить. Радости людей не было предела. Принесли они рыбy домой и с удовольствием съели. Фуси тотчас же послал гонцов с письмом к тем своим сыновьям и внукам, которые жили в других местах, советyя им тоже рыбy ловить.

Не прошло и трех дней, как все дети и внуки Фуси научились рыбy ловить. Только, как говорится, со всяким хорошим делом много мороки. На третий день явился царь драконов Лун-ван со своим первым министром — черепахой и злым голосом говорит Фуси:

— Кто тебя звал рыбy ловить? Вон сколько вас, людей, так всех моих драконовых сыновей и внуков переловите! Немедля брось это дело!

Но Фуси не испугался слов Лун-вана, а спокойно так, с достоинством, в свою очередь спросил его:

— Ты не разрешаешь нам ловить рыбy, что же тогда нам есть?

— Что вам есть? А мне какое дело? Я не разрешаю вам рыбy ловить! — сеpдито сказал Лун-ван.

— Ладно! Не разрешаешь ловить рыбy, не будем. Только смотри, нечего будет есть — станем водy пить, всю водy подчистyю выпьем, все твои водяные твари передохнут.

Лун-ван, вообще-то говоря, может только слабых обманывать, а сильных боится. Услышал он слова Фуси, перепугался. Вдруг Фуси, его дети и внуки и вправдy всю водy выпьют, чего доброго, и сам не спасешься! Вроде бы и согласен разрешить людям рыбy ловить, да трудно назад свои слова взять. Как говорится, и вперед идти тяжело, и назад отступить трудно. Черепаха — его первый министp — подползла к его ухy, тихонько так шепчет:

— Смотрите, люди-то эти руками рыб хватают. Поставьте им такое условие: если они всю водy не выпьют, пусть рыбy ловят. Только не разрешайте ловить ее руками. А без рук они ни одной рыбы не поймают. Так и можно будет и драконьих детей и внуков сохранить, и вашy, государь-дракон, жизнь сберечь. Пусть они все глаза y реки проглядят — вот хорошо-то будет!

Выслушал Лун-ван совет черепахи, и понравился он емy. Расхохотался он, повеpнулся к Фуси и говорит:

— Если не выпьете водy дочиста, то можете рыбy ловить. Но только запомните одно условие: не хватать рыбy руками. Если согласны, на том и порешим, чтобы больше ни y вас, ни y меня никаких обид не было.

Фуси подумал-подумал и согласился:

Лун-ван решил, что емy удалось провести Фуси и, радостный, вместе со своим министром-черепахой отправился обратно. А Фуси тоже забрал своих детей и внуков и к себе пошел. Веpнулся домой, стал думать, как без рук рыбy ловить. Думал весь вечеp, на другой день до самого обеда думал — все не мог ничего придумать. После обеда улегся он под деревом, стал в небо глядеть да думать.

Видит, междy двумя ветками паук паутинy плетет. Слева нить пропустит, справа нить продеpнет, вот и готова круглая сеть. Закончил паук свое дело, отбежал в уголок, спрятался. Вскоре летавшие поодаль комарики да мухи все в сеть попали. Тогда паук спокойно вылез из своего уголка и принялся за едy.

А Фуси, когда он глядел, как паук плел свою сеть, вдруг осенило. Он побежал в горы, отыскал лианы и свил из них веревкy. Потом, словно паук, плетущий паутинy, сделал грубyю сеть. После этого он срубил две палки, смастерил из них крестовинy, привязал к ней сеть, потом приделал к крестовине длинный шест, и все было готово. Он отнес снасть к реке и забросил в водy. Фуси стоял на берегy и тихонько ждал. Прошло немного времени, Фуси потянул сеть ввеpх — ай-я! — в сети трепыхались и прыгали рыбы. Способ этот и впрямь оказался удачным. Рыбы попалось в сети куда больше, чем когда ловишь ее руками, и людям теперь не нужно было стоять в воде. Фуси передал секрет плетения сетей своим сыновьям и внукам. И с тех поp все его потомки знали, как ловить сетью рыбy, и не испытывали больше нехватки в еде. И по сей день люди ловят рыбy сетями.

А Лун-ван, увидев, что Фуси стал ловить рыбy сетью, изошел злобой, потомy что люди теперь ловили рыбy не хватая ее руками. Царь драконов раскаялся в своих словах, но брать их назад емy было неловко: еще рассеpдишь Фуси и его сыновей и внуков, а те и вправдy возьмут да и выпьют всю водy в реке. Сидит Лун- ван в своем двоpце, беснyется, глаза его чуть из оpбит не вылезают. Потомy-то люди и стали рисовать царя драконов с вытаращенными глазами. А его черепаха-министp, увидев, что государь так разволновался, решила еще что-нибудь для него придумать. Разве могла она знать, что только заберется она Лун-ванy на плечо, приблизится к его ухy да рот раскроет, как Царь драконов ударит ее и она упадет в тушечницy, что стоит перед Лун-ваном на столе. Перевеpнулась черепаха в тушечнице два раза и окрасилась в чеpный цвет. С тех поp черепахи чеpные-пречеpные, это все оттого, что первого министра — черепахy Лун-ван тогда в тушечницy сбросил.

(Жypнал «Миньцзянъ вэньсюэ», 1964, нр3) Цит. по: Юань Кэ «Мифы древнего Китая», М., 1987 г.

После того как Фуси вместе с сестрой создали человечество, людей на земле день ото дня становилось все больше. Тогдашние люди не были похожи на нынешних. В те времена не знали земледелия. С утра и до поздней ночи люди охотились на диких животных, ели их мясо и пили их кровь. Мало убьют зверей - наступит голод. Совсем никого не убьют - в животах пусто будет. Еду в те времена нелегко было добыть.

Фуси видел все это, и на душе у него было тяжко. «Если так всегда будет, много людей умрет от голода», - думал он. На четвертый день пришел он к реке. Ходил, ходил, вдруг поднял голову - глядь, большой жирный карп из воды выпрыгивает. Тут и второй карп выпрыгнул, за ним третий. Фуси подумал: «Большие карпы, жирные, поймай да ешь, чем плохо?» Много сил не затратил, поймал прямо руками большую жирную рыбину. Очень обрадовался Фуси, унес карпа домой. Узнали дети и внуки Фуси, что он рыбу поймал, прибежали обрадованные, стали с расспросами приставать. А Фуси разорвал рыбу на части и каждому по кусочку раздал. Попробовали - понравилось. «Раз рыба вкусная, давайте теперь ее ловить, вот и будет нам подспорье», - сказал Фуси.

Фуси. С китайской гравюры


Дети и внуки его, конечно, согласились и тотчас побежали к реке. Пробыли там от полудня до вечера, и почти каждый поймал по рыбине. Принесли они добычу домой и с удовольствием съели. Фуси тотчас же послал гонцов с письмом к тем своим сыновьям и внукам, которые жили в других местах, советуя им тоже рыбу ловить. Не прошло и трех дней, как все дети и внуки Фуси научились этому. Только, как говорится, со всяким хорошим делом много мороки. На третий день явился царь драконов Лун-ван со своим первым министром - черепахой - и заорал:

Кто тебя звал рыбу ловить? Вон сколько вас, людей, так всех моих драконовых сыновей и внуков переловите! Немедля брось это дело!

Ладно! Не разрешаешь ловить рыбу, не будем. Только смотри, нечего будет есть - станем воду пить, всю воду подчистую выпьем, все твои водяные твари передохнут.

Черепаха - первый министр Лун-вана - подползла к его уху и тихонько прошептала:

Смотрите, люди-то эти руками рыб хватают. Поставьте им такое условие: если они всю воду не выпьют, пусть рыбу ловят. Только не разрешайте ловить ее руками. А без рук они ни одной рыбы не поймают.

Выслушал Лун-ван совет черепахи, и понравился он ему. Расхохотался царь догонов, повернулся к Фуси и произнес:

Если не выпьете воду дочиста, то можете рыбу ловить. Но только запомните одно условие: не хватать рыбу руками.

Лун-ван решил, что ему удалось провести Фуси и, радостный, вместе со своим министром-черепахой отправился обратно. А Фуси думал весь вечер, на другой день до самого обеда думал - все не мог ничего придумать. После обеда улегся он под деревом, стал в небо глядеть да думать.

Видит, между двумя ветками паук паутину плетет. Слева нить пропустит, справа нить продернет, вот и готова круглая сеть. Закончил паук свое дело, отбежал в утолок, спрятался.

Вскоре летавшие поодаль комарики да мухи все в сеть попали. Тогда паук спокойно вылез из своего уголка и принялся за еду.

А Фуси осенило. Он побежал в горы, отыскал лианы и свил из них веревку. Потом, словно паук, плетущий паутину, сделал грубую сеть. После этого он срубил две палки, смастерил из них крестовину, привязал к ней сеть, потом приделал к крестовине длинный шест, и все было готово. Он отнес снасть к реке и забросил в воду. Фуси стоял на берегу и тихонько ждал. Прошло немного времени, он потянул сеть вверх - в сети трепыхались и прыгали рыбы. Способ этот и впрямь оказался удачным. Фуси передал секрет плетения сетей своим сыновьям и внукам. И с тех пор все его потомки знали как ловить сетью рыбу, и не испытывали больше нехватки в еде. И по сей день люди ловят рыбу сетями.

Дмитрий Карабельников

Ловить рыбу в Поволжье люди научились в позднем палеолите, а в мезолите и в неолите это занятие стало их привычным промыслом. В те далекие эпохи в наших краях обитали местные оседлые племена рыболовов-охотников, населявшие берега рек и озер современной Нижегородской области. Для своих поселений люди выбирали песчаные речные дюны или ровные полосы длинных озерных берегов. Но большее предпочтенье древние промысловики отдавали берегам рядом с впадавшими в большие водоемы ручьям и озерам, из которых брали начало небольшие речки.

Сегодня мы расскажем, как и чем ловили рыбу на нижегородских реках и озерах в глубокой древности. Конечно, рыболовные снасти теперь стали намного совершеннее. Изменился и сам подход к рыбной ловле: ныне рыбу ловят по большей части ради увлечения, в древности ее промысел был необходим, чтобы не умереть с голоду.

Древние "нижегородцы" баловались осетринкой

Известно, что еще пару сотен лет назад большинство нижегородских рек и озер просто кишили разнообразной рыбой. Поэтому не удивительно, что стерлядочкой и осетринкой нижегородцы баловались довольно часто. Что тогда говорить о глубокой древности, когда количество рыбы в наших водоемах было если уж не в сотни, то точно в десятки раз больше, к тому же была рыба значительно крупнее.

Основными орудиями лова рыбы были сети

Самыми распространенными орудиями коллективной рыбной ловли в каменном и бронзовом веках, конечно же, были сети. Их начали изготавливать еще в позднем мезолите, то есть примерно в VI тысячелетии до нашей эры. Кроме сетей древние племена пользовались орудиями лова наподобие теперешних бредней и неводов. Плели эти орудия лова рыбы из лыка, крапивы, конопляных и льняных нитей, из корней и листьев осоки, из скрученных лубяных волокон.

Изредка археологи находят черепки больших глиняных сосудов, на которых четко видны отпечатки мелкой рыболовной сети. На этих отпечатках даже можно различить волокна и узелки сетевой ячеи. Иногда ячейка эта столь мала, что в ней должна была застревать даже самая мелкая пресноводная рыбка: плотва и даже уклейка.

Откуда же на первобытных горшках взялись отпечатки сети, спросите вы? Археологи считают, что древние женщины-гончары лепили эти сосуды на специальных болванках из травы и мха, обтянутых вышедшими из употребления рыболовными сетями или шкурами. Отпечатки сетей на керамике найдены и на уже упомянутой нами Волосовской стоянке на Нижегородчине. Размер ячейки тамошних древних сетей составлял 10 на 10 и 20 на 20 миллиметров.

А вот на соседней с Волосовской, расположенной чуть выше по течению Оки, Панфиловской стоянке под Муромом, сетевые отпечатки на керамике более разнообразны: 10 на 10, 20 на 20 и 40 на 40 миллиметров. Сети с окских стоянок, вероятно, были сплетены из тонких нитей льна и конопли, так как отпечатки их довольно тонкие. В слое раннего мезолита на древнем поселении Озерки, сохранился обрывок сети, связанной перевитой растительной нитью толщиной всего 1 миллиметр. На этом же археологическом памятнике был найден костяной крючок, перевязанный узлом из той же нити. Кстати, для привязывания сетей и ловушек древние рыболовы использовали длинные тонкие колья с заточенными концами, которые археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений.

Если бы в нашей области раскопали хот я бы одну богатую органикой неолитическую торфяниковую стоянку, свидетельств о древнейших орудиях рыбной ловли в бассейне Волги и Оки было бы гораздо больше. Для примера, в слоях торфа на неолитической стоянке Швянтойя в Литве сохранились остатки челноков, весла и катушки, обернутые веревкой из лыка липы. Там же археологи раскопали поплавок из бересты, обрывки сетей из липового лыка с ячейками от 2 до 7 см.
Удивительно, но ученые даже поняли, что при плетении этих сетей древние промысловики использовали рыбацкий (шкотовый) узел.

Мастер придал грузилу необычную форму

О ловле рыбы в каменном и бронзовом веках сетями свидетельствуют и
находки рыболовных грузил. В неолите грузилами служили обычные округлые гальки, обвязанные или завернутые в лыко или бересту. Пару таких грузил мне довелось найти возле древней стоянки первобытного человека на берегу озера Кусторка в Павловском районе. Одно из них обычное для окского неолита. Это отполированная округлая песчаниковая галька (фото 1 ), на противоположных сторонах которой имеются выемки для оплетки грузила с целью привязывания его к низу сети. Опытному глазу исследователя на этом грузиле даже заметны выбоины от ударов грузила о стенки и днище древней лодки. Кстати, датировать грузило можно VI-III тысячелетием до нашей эры.

Подобные три грузила были найдены экспедицией нижегородского археолога Андрея Гонозова на неолитической стоянке в том же районе. Два из них - это целые овальные песчаниковые гальки, на которых имеются
по три выемки для обвязывания грузил обмоткой прикрепляемой к низу сети. На одном ясно видны высветленные участки, появившиеся вследствие гниения на грузиле обмотки из органики.

Но поистине интересна другая моя находка. Это хорошо отшлифованная (древние люди шлифовали каменные орудия щебнем, сырым песком и другими абразивами) зеленая галька, которой первобытный мастер придал необычную по сравнению с большинством грузил форму (фото 2 ). Любопытно, но только после полной полировки грузила первобытный рыболов отбил противоположные стороны грузила, чтобы прочнее закрепить на нем обмотку. А обматывали грузила полосками лыка, берестой, осокой и т.п.

Рыбу ловили не только сетями

Хочется отметить, что в неолите и в бронзовом веке рыбу ловили не только сетями. И сама рыбная ловля была не единственным промыслом древних "нижегородцев": не менее важными были охота и собирательство. Древние гурманы собирали речных моллюсков, грибы, ягоды, орехи, мед диких пчел, коренья, дикие фрукты и травы. Но основным промыслом оседлых племен, постоянно проживавших на высоких приречных дюнах, все же был круглогодичный лов рыбы. То есть, именно рыболовный промысел приносил значимое количество пищевых ресурсов. Поэтому каждое время года требовало особых рыболовных навыков и принадлежностей. Главными объектами рыбной ловли были щука, осетр и сом.

После тяжелой, голодной зимы для первобытных "нижегородцев" наконец-то наступало рыбное изобилие. Поздней весной, во время рыбьего нереста, небольшие речки перегораживали "загородями" или "заколами". Еще поздней осенью в низинах, по лугам и оврагам, заливаемым разливами рек, они ставили заграждения из плетня, хвороста и хвойных веток. Весной во время разлива рыба поднималась в затопленные места и застревала в этих заграждениях.

Для ловли рыбы в половодье древние строили ловушки и лабиринты из вбитых в дно реки вплотную друг к другу вертикальных кольев. Когда рыбы туда набивалось достаточно, промысловики перекрывали единственный выход. Тут им нужно было не зевать, а крупную рыбу бить костяными гарпунами и острогами, а мелочь вычерпывать сачком. Подобную ловушку использовали рыбаки балахнинских племен (неолит, III тыс. до н.э.). Эта ловушка представляла собой почти замкнутый круг, и нашли ее в 1878 году на окской Плехановской стоянке близ Мурома.

Костяные гарпуны археологи находят на торфяниковых стоянках мезолита, неолита и бронзового века. Есть сведения, что добыванием рыбы гарпуном в Поволжье люди занимались еще в позднем палеолите. К тому же первобытные рыболовы охотились на крупных щук, сомов и других хищников с помощью лука и стрел. Наконечники таких стрел выделывали из кости, придавая им игловидную форму с биконической головкой и с зазубренным краем. Таким способом (в том числе с помощью остроги) добывали крупных сомов и щук, выслеживая их в заводях и небольших заросших водоемах типа стариц. Вобще же щуку ловили разными способами: били гарпуном, кололи острогой, ловили на крючок с живцом, на блесну, а также вершами.

Весной, летом и осенью древние рыбачили сетями и бреднями. Ставили разнообразные ловушки - точные копии теперешних "верш", "морд" и "ныреток". Так, остатки рыболовных "верш" найдены на нескольких торфянниковых археологических стоянках эпохи мезолита - например, Ивановское и Сахтыш в Ярославской области. Эти ловушки сделаны из расщепленных переплетенных ивовых прутьев или продольно выструганных сосновых лучин, оплетенных липовым лыком. В "верше", найденной археологами на неолитическом поселении Звизде в Прибалтике обнаружены останки 16 щук от 60 до 136 сантиметров длиной.

Ловили древние рыбаки и с лодок на снасти типа современных удочек, донок и подпусков. Благо, рыба в те времена была намного крупнее, в еде неразборчива и хватала крючки и наживки такие "стремные", на которые теперешняя рыбка уж точно брать не стала бы. Так, на озерных стоянках Ивановское под Ярославлем были найдены рыболовные костяные крючки больших размеров. Это подтвердилось немалыми размерами костей и чешуи щук, сомов, судаков, окуней, линей и карасей, найденных в мезо-неолитических отложениях Ивановских торфяников.

Крючки древние рыбаки делали составные: вытачивали из камня небольшие грузила, к которым привязывали костяные острия. Во время раскопок археологи находят такие выточенные из кости и ракушки рыболовные крючки, и их вид, мягко говоря, не самый аппетитный.

Кроме рыболовных крючков ловили на кремневые и костяные жерлицы, служившие для насаживания мелкой рыбки-живца. Когда крупная хищная рыба проглатывала эту насадку, линь натягивался, и жерлица-стерженек, за середину которого была привязана леса, разворачивался поперек, прочно удерживая добычу. Такая кремневая жерлица, сделанная из кремня, была найдена мной в пойме Оки в нашей области (фото 3 ).

Зимой древние промысловики ставили подо льдом сети, "верши", особенно популярна была ловля рыбы на снасть типа мормышки, изобретение которой произошло еще в мезолите, то есть примерно 7 тысяч 500 лет назад! Находки крючков от этой снасти для подледного лова значительно отличаются от обычных. Стержни мормышечных крючков имеют значительные утолщения. Именно такие тяжелые крючки были наиболее продуктивны для зимней рыбалки.

Другой способ зимней рыбалки в древности - это глушение рыбы каменными, костяными и деревянными колотушками. Рыбак медленно шел по прозрачному льду. Увидев рыбу, идущую подо льдом, он ударял по льду колотушкой, и тотчас вытаскивал оглушенную рыбу через прорубленную пешней прорубь. Самые же древние рыболовные пешни были найдены на стоянке эпохи раннего мезолита (VII тыс. до н.э.) на стоянке Постников Овраг-2 близ Самары.

Орудия древних рыболовов, изготовленные из органических материалов - остатки сетей, костяные гарпуны (фото 4) , рыболовные крючки, берестяные поплавки, рыболовные ловушки, деревянные лодки и весла, а также кость и чешуя рыб - хорошо сохраняются только в слоях торфа. Такие торфяниковые стоянки древних рыболовов (мезолит-неолит-бронза) археологи раскапывают в Верхнем Поволжье. Нижегородские же археологи пока исследовали только стоянки в песчаной почве, в которой органика (кость, дерево, береста) сохраняется лишь в единичных случаях.

Официальная наука считает, что люди сначала научились охотиться, и лишь намного позднее освоили рыболовство. Поэтому рыба якобы появилась в рационе древнего человека относительно недавно. Но современные археологические раскопки существенно изменили это представление. Не исключено, что наши предки ловили рыбу еще сотни тысяч лет назад…

Так, исследователи Еврейского университета пришли к выводу, что «человек прямоходящий», обитавший в долине Хула 750 000 лет назад, не только ловил рыбу, но и умел ее жарить, и таким образом, разнообразил свое меню. Лабораторные исследования подтвердили: примитивным предшественникам людей удавалось ловить сомов, тилапий и карпов более метра длиной!

Видимо, некогда долина Хула была богата озерами, в которых плескались гигантские рыбы. На месте раскопок было обнаружено много черепов рыб, останки крабов и кострища.

Пожалуй, самой распространенной рыбой, обитавшей в разных климатических зонах, в том числе и на севере, был осетр. Древние останки этого «деликатеса» находят на реке Иртыш. Им около 1,5 миллиона лет. Ученые предполагают, что река выносила туши рыб на отмели, где их буквально руками ловили архантропы.

Впоследствии они стали использовать для ловли камень и палку. До сих пор в школах выживания учат ловить рыбу по примеру наших предков: поднять палкой со дна ил, и когда рыба начнет метаться в поисках чистой воды, хватать ее руками.

Самыми популярными орудиями рыбной ловли в каменном и бронзовом веках стали сети. Их начали изготавливать еще в VI тысячелетии до нашей эры. Кроме сетей, древние племена пользовались орудиями лова наподобие бредней и неводов. Плели их из растительных волокон: лыка, крапивы, конопли и осоки. Причем, сети делались как на крупную рыбу, так и на мелкую.

Их отпечатки находят на черепках глиняных сосудов. По этому неприхотливому узору, в котором видны даже волокна и узелки, можно судить, что ловили древние люди плотву и уклейку. Ученые полагают, что горшки лепились из глины на специальных болванках из травы и мха, обернутых в старые сети.

Для привязывания сетей и ловушек древние рыболовы использовали длинные тонкие колья с заточенными концами, которые археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений. Так, в слоях торфа на неолитической стоянке Швянтойя в Литве сохранились остатки весел, поплавков из бересты, обрывки сетей из липового лыка.

О ловле рыбы в каменном и бронзовом веках сетями свидетельствуют и находки рыболовных грузил. В неолите грузилами служили обычные округлые гальки, обвязанные или завернутые в лыко или бересту. Опытному глазу исследователя на этом грузиле даже заметны выбоины от ударов о стенки и днище древней лодки. Кстати, датировать грузило можно III-VI тысячелетием до нашей эры.

В неолите и в бронзовом веке главными объектами рыбной ловли были щука, осетр и сом. Пережив тяжелую, голодную зиму, первобытные люди пытались наверстать упущенное во время рыбного нереста. В это время реку перегораживали «заколами». Они представляли собой плетни из хвороста и хвойных веток. Устанавливали такие загороди еще осенью, а весной во время разлива рыба поднималась и застревала в «заколе».

Иногда для ловли рыбы устанавливали ловушки и даже строили лабиринты из вбитых в дно реки вплотную друг к другу кольев. Когда рыбы становилось достаточное количество, ее надо было быстро бить костяными гарпунами и острогами. Для мелочи часто использовался сачок. Костяные гарпуны археологи находят на торфяниковых стоянках мезолита, неолита и бронзового века. На щук, сома и осетра древние люди охотились с помощью лука и стрел. Последним придавали игловидную форму с зазубренным краем.

В теплое время года предпочитали сети и бредни, верши, которые почти не изменились с первобытных времен. Делали ловушки и из расщепленных переплетенных ивовых прутьев или продольно выструганных сосновых лучин, оплетенных липовым лыком. В одной из таких ловушек археологи обнаружили останки 16 крупных щук около полутора метров длиной. Ловили древние и с лодок, используя снасти, напоминающие современные удочки и донки.

Крючок у древних рыбаков был составной. Вытачивали из камня небольшие грузила, к которым привязывали костяные острия. Также ловили на живца, для чего использовали кремниевые и костяные жерлицы для насаживания мелкой рыбешки. Когда крупная рыба проглатывала насадку, то жерлица разворачивалась поперек, прочно удерживая добычу…

Рыболовство, как вид хозяйственной деятельности в первобытно-общинном обществе, появилось позднее собирательства и охоты. Оно сильно зависело от природных условий и для таких народов, как камчадалы (ительмены), превратилось в основной способ добычи пищи, хотя оставались и другие способы. Рыбная ловля всегда шла бок о бок с охотой, а позднее с земледелием.

Примеры рыбной ловли можно найти в трудах великих путешественников-исследователей, таких, как Миклухо-Маклай и Крашенинников. Последний описал в своих трудах, как ительмены Камчатки в 18 веке сетями из пряжи ловили чавычу. Чавыча до настоящего времени считается лучшей из лососевых. Ее ловили с середины мая до конца июня. Еще с большей охотой сетями вылавливали морских бобров (кейкоч), так как последние не дырявили сети. Летом, мужчины занимались рыболовством, сушкой рыбы, перевозкой ее в свои жилища, заготавливали рыбный корм для собак. Женщины занимались чисткой, разрезанием и переработкой выловленной рыбы, а иногда помогали мужьям и в ловле.

Примеры рыболовства у южных первобытных народностей привел в своем дневнике известный исследователь Миклухо-Маклай. Он наблюдал ловлю рыбы у папуасов Новой Гвинеи в 19 веке и так ее описывал. Пятнадцатилетний сын туземца Туя долго стрелял в рыбу из лука и ни разу не попал в цель. Стрелы погружались в воду, быстро погружались, затем выныривали и становились перпендикулярно к водной глади. Потом мальчик нырял в воду и собирал пустые стрелы. Стрелы были необычными: они имели по пять острых наконечников, которые были произведены из твердых пород дерева и воткнуты в удлиненный тончайших тростник. Неожиданно отец мальчика прыгнул в воду и сделал ловкое движение ступней. Туй поймал рыбу ногой, зажав ее между пальцами ног. Затем он согнулся, взял рыбу и кинул в мешок. Потом он вдруг кинул камень в воду. Далее он направился к тому месту, куда бросил камень и вытащил со дна вторую мертвую уже рыбу.

Папуасы охотились на рыбу и на пирогах. В каждой пироге лежало множество пучков сухой травы. Перед пирогой находился туземец и зажигал траву, освещая путь в воде. Второй папуас, стоящий на пироге, метал в рыбу острогу (юр) двух с половиной метров длины. Как правило, в остроге между зубцами застревали по нескольку рыбешек, которые второй туземец ловко снимал с остроги ногой. Острога имела такое устройство, как и стрела, описанная выше: после попадания в воду она всплывала и плавала, стоя перпендикулярно к поверхности. Третий туземец стоял на корме пироги и управлял ее ходом.

Интересно отметить, что в эпоху неолита (6 – 2 тысяч лет до нашей эры) у первобытных рыболовов уже имелись крючки из костей; сети, сделанные из растительных волокон и шерсти животных; поплавки, изготовленные из коры; каменные и керамические грузила. На территории Скандинавии находят предметы, которые в древности могли служить для рыболовства: удлиненные острые кости с боковыми кремниевыми вкладками, по-видимому, необходимыми для удержания тела рыбы на кости. Эти изделия были найдены в болотах, которые в эпоху неолита являлись озерами.