Белая гвардия тема гражданской войны. Особенности изображения революции и гражданской войны в романе «Белая гвардия. Объявление темы и постановка цели

Сочинение по произведению на тему: Отражение гражданской войны в романе Булгакова “Белая гвардия”.

В романе “Белая гвардия” отражаются события гражданской войны периода 1918-1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а с чисто человеческих. Кто бы ни захватил город - гетман, петлюровцы или большевики, - неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает еще больше насилия. Вот это волнует писателя больше всего. Монархический энтузиазм своих любимых героев он наблюдает с сочувственной и ироничной улыбкой. Не без улыбки, хоть и печаль ной, автор описывает в финале большевистского часового, который, проваливаясь в сон, видит красный сверкающий небосвод, и душа его “мгновенно наполнялась счастьем”. А уж верноподданнические настроения в толпе во время парада петлюровского войска он высмеивает с прямой издевкой. Любая политика, на каких бы идеях она ни была замешана, остается глубоко чуждой Булгакову. Он понимал офицеров “конечных и развалившихся полков” старой армии, “прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов... сбитых с винтов жизни войной и революцией”. Он не мог осуждать их за ненависть к большевикам - “прямую и горячую”. Не меньше понимал он и мужиков, с их злобой против немцев, издевавшихся над ними, против гетмана, при котором на них навалились помещики, понимал и их “дрожь ненависти при лове офицерья”.

Сегодня мы все сознаем, что гражданская война была одной из самых трагических страниц в истории страны, что огромные потери, которые понесли в ней и красные, и белые, - это общие наши потери. Булгаков именно так и рассматривал события этой войны, стремясь “стать бесстрастно над красными и белыми”. Ради тех истин и ценностей, что именуются вечными, и в первую очередь ради самой жизни человеческой, которая в пылу гражданской войны едва ли не вообще перестала считаться ценностью.

“Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране” - так сам Булгаков определяет свое литературное кредо. С какой симпатией Булгаков описывает Турбиных, Мышла-евского, Малышева, Най-Турса! Каждый из них не без греха, но это люди подлинной порядочности, чести, мужества. И ради этих достоинств писатель лег ко прощает им мелкие прегрешения. А больше всего он дорожит всем тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия. В доме Турбиных, несмотря на страшные и кровавые дела 1918-го года, - уют, покой, цветы. С особенной нежностью автор описывает человеческую душевную красоту, ту самую, которая побуждает его героев забывать о себе, когда надо позаботиться о других, и даже совершенно естественно, как само собою разумеющееся, подставлять себя под пули ради спасения других, как это делает Най-Турс и в любой момент готовы сделать Турбины, и Мышлаевский, и Карась.

И еще одна вечная ценность, быть может, самая большая, постоянно опекаемая в романе, - любовь. “Им придется мучиться и умирать, но несмотря ни на что любовь настигает едва ли не каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком - неудачливых соперников Шервин-ского. И это прекрасно, потому что без любви невозможна сама жизнь”, - как бы утверждает писатель. Автор приглашает читателя как бы из вечности, из глубин взглянуть на события, на людей, на всю их жизнь в этом страшном 1918 году.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», первые две части которого бы­ли опубликованы в 1925 году в журнале «Россия», автор запечатлел один из эпизодов граждан­ской войны на Украине. Очевидец событий, он в самый разгар братоубийственной войны оказался в Киеве, где стал свидете­лем немецкой оккупации, возвышения и бегства гетмана Скоропадского, кратковременного торжества Петлюры и освобо­ждения Киева от его банд Красной Армией. «По счету киевлян, у них было восемнадцать переворотов… Я точно могу сообщить, что их было четырнадцать, причем десять их них я лично пережил», - писал Булгаков. Один из переворотов - захват Киева Петлюрой и бегство его «войска» (в период от 15 декабря 1918 года по февраль 1919 г.) - и послужил исторической основой для романа.

Главный герой романа - семья Тубриных, состоящая из двух братьев, старшего двадцативосьмилетнего Алексея, сем­надцатилетнего Николки и их сестры Елены, год назад вы­шедшей замуж за капитана Тальберга. Потеряв родителей (отец умер давно, а мать - в прошлом году), дети, еще теснее прижавшись друг к другу, сумели сохранить семью, где живет память об отце и матери, «светлой королеве», и Дом, где все­гда тепло, светло и уютно.

Елена, душа дома, свято сохраняет все традиции семьи: в доме всё так, как при матери:

…полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортен­зии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни…

Синий сервиз на белой скатерти; кремо­вые шторы на окнах, «бронзовая лампа под абажуром». В книжной комнате поблескивают золотыми буквами на кореш­ках книги, которые являются неотъемлемой частью быта се­мьи. В них вечные духовные ценности, вечные, как «Фауст» Гёте. Перед Еленой на столе «Господин из Сан-Франциско» Бунина, глаза её останавливаются на описании ночного океана («Мрак, океан, вьюга»); «Капитанская дочка» - любимая повесть с детства (не случайно и Булгаков взял эпиграфом к роману цитату из пушкинской повести «Ну, барин, беда»). И в городе «и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже» - и в душах героев поселяется тревога. К тому же слышится стрельба в Святошине, что в 12 километрах от города. Обособиться, укрыться в своем доме, как в крепо­сти, невозможно. Уцелеет ли Дом в бурях и метелях - в стихии гражданской войны? Дом, прочным основанием которого была вера в незыблемость уюта; Дома с окнами в сад, где за кремовыми шторами то и дело слышны молодые голоса, музыка; Дома, покоящегося на прочных основаниях веры в Бога и непреходящих нравственных ценностях - любви, милосердии, совести, долга и чести. Вера в незыблемость родного, нежно любимого Киева, красотой которого восхищается и автор, и его герои: в мае город сияет «как жемчужина в бирюзе»; зимой - «прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром».

И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами. Сады красовались на прекрасных горах, нависших нам Днепром, и, уступами, поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках цар­ствовал вечный Царский город.

Сказочно красив Киев в осве­щении электрических фонарей. «Но лучше всего сверкал элек­трический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке». Этот крест многократно возникает в ро­мане как символ нерушимой православной истории России, как символ надежды и веры в братство людей и мир на земле.

История вторгается в жизнь героев романа, вынуждает их оценить историческую ситуацию и сделать выбор согласно их понятиям о чести и долге.

Первому испытанию подвергается безусловная вера рус­ской интеллигенции, духовной силе нации, в монархию, в са­модержавие как основу стабильности и порядка. «На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодер­жавная!» - кричит офицер Мышлаевский, готовый за эту идею отдать жизнь. Но царь отрекся, уже, говорят, расстре­лян, а Турбины с друзьями готовы верить в любые слухи об его чудесном спасении и пьют за его здоровье. Это последнее похмелье по старой России. У власти в Москве большевики: «Слухи грозные, ужасные, Наступают банды красные» - экспромт Николки, записанный на изразцах печки. Но еще страшнее банды Петлюры, который собрал огромное войско, используя ненависть крестьян к немцам, оккупировавшим Украину по условиям Брестского мира, к ставленнику немцев гетману Скоропадскому, к офицерам, командующим кара­тельными отрядами:

«…И было другое - лютая ненависть. Было четыреста тысяч немцев, а вокруг четыреста сорок раз четыреста ты­сяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой. И удары лейтенантских стеков по лицам, и шрапнельный бег­лый огонь по непокорным деревням, спины, спины, исполосо­ванные шомполами гетманских сердюков и расписки на клоч­ках бумаги почерком майоров и лейтенантов германской армии: «Выдать русской свинье за купленную у неё свинью 25 марок…». ...И реквизированные лошади, отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами, вернувишеся в свои поместья при гетмане, - дрожь ненависти при слове «офицерня».

Эту «черную злобу» использовал самозванец Петлюра, чтобы привлечь на свою сторону крестьян обещанием отдать всю землю и всю власть мужикам, «чтобы никакая шпана из города не прибежала требовать хлеб». Лозунг «самостийной Украины; где все говорят на украинском языке, у всех украинские фамилии, все любят Украину волшебную, воображае­мую, без панов, без «офицеров-москачей», тоже оказался привлекательным для украинцев.

Черные тучи банд Петлюры обложили Город, и его падение становится неизбежным. И начинается великое бегство. Поки­дают город те, кто бежал из большевистской России в Киев, а теперь спешат за границу, туда, куда ни в коем случае не дос­тигнет страшный бой и грохот большевистских боевых полков. Теперь же не меньшая опасность грозит и от банд Петлюры. Все думали о спасении собственной жизни - и никто о спасении России. Офицеры царской армии: кирасиры, кавалергарды, конногвардейцы и гвардейские гусары - наводнили город. Они ненавидели большевиков «ненавистью трусливой, шипя­щей, из-за угла, из темноты», но не хотели драться, убивать, жертвовать собой. Они нашли себе пристанище при штабе главнокомандующего или в конвое гетмана и теперь спешат удрать вместе с гетманом и главнокомандующим в хвосте немецкой армии. Скоропадский снимает гетманское облачение и переодевается в мундир немецкого офицера. Недаром же, по иронии судьбы, местом избрания этого «факира на час» был киевский цирк. С ними бежит за границу и русский офицер, карьерист и трус капитан Тальберг, бросивший на произвол судьбы город и свою жену, Елену Турбину.

На защиту Города встали «армейские штабс-капитаны, боевые армейские гусары, как полковник Най-Турс, сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов, как Степан Ка­рась, сбитых с винтов жизни войной и революцией, и поручики, тоже бывшие студенты, но конченные для университета на­всегда, как Виктор Викторович Мышлаевский… Они ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, который может двинуть в драку». А ещё на защиту Города встали вос­питанники четырех юнкерских училищ. Один из них - Николка Турбин. И еще Алексей Турбин, врач, прошедший фронт первой мировой войны, не желающий больше быть «невольным соучастником в жестокости и преступности воюющих», все-таки идет на защиту Города. И еще - полковник Малышев.

Моментом истины для героев романа становится день 14 декабря 1918 года, когда произошло сражение с пелюровскими бандами. Это кульминация романа. Белое движение обнаружило свою истинную суть.

С одной стороны, массовое предательство, начиная с гет­мана Скоропадского, генерала и кавалергарда, главнокоман­дующего и сбежавших вместе с ними штабных офицеров и кончая безответственными командирами, посылающими юн­керов и офицеров на верную смерть, - «гады», как их име­нуют в романе.

С другой стороны, выполнение воинского долга до конца, верность присяге, героизм и самопожертвование. Образцом, носителем идеальных качеств русского офицера-интеллигента показан полковник Най-Турс.

Най-Турс, «гусар с траурными глазами», воплощает в себе черты рыцарского благородства и чести. Он формирует отряд из двухсот юнкеров; как настоящий «отец-командир» позабо­тился об обмундировании, добыл валенки и папахи у бездушно­го генерала-бюрократа, струсившего под дулом кольта полков­ника. Юнкера Най-Турса геройски сразились с победоносно вступившим в город полком Козыря-Лешко («Конные черные ленты вдали сломались, рассыпались и исчезли с шоссе»). Но вслед за конницей шли полки гайдамаков, сечевых стрельцов, синей дивизии, шесть батарей; противостоять им отряд из 200 юнкеров и одной батареи не мог - и Най-Турс дал приказ отступать. Прикрывать отход своего отряда остался один пол­ковник. Свидетелем его геройской гибели оказался Николка Турбин, который по безответственному приказу из штаба вывел 28 юнкеров сражаться с петлюровцами.

Николка Турбин, романтически настроенный юноша, чем-то напоминает молодого Николая Ростова. Он не может смириться с общей паникой, бегством. Для него это бесчестье и позор. Для него лучше умереть, чем потерять честь. Распустив свой отряд, он остается с Най-Турсом до конца. А потом благородный юноша найдет семью Най-Турса, сообщит матери о гибели её сына; разыщет тело героя, чтобы достойно похоронить его «с аршином пестрой георгиевской ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху на холодную, вязкую грудь». «Сын мой. Ну, спасибо тебе», - скажет Николке убитая горем мать.

Все поступки Николки от малого до большого определяются понятием чести: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - говорит он.

В пророческом сне Алексея Турбина Най-Турс и Николка Турбин оказываются рядом: Най-Турс в образе средневекового рыцаря: «На голове светозарный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч. А за ним неизвестный юнкерок в пешем строю». Оба в золотом сиянии, оба герои.

Хотя Николка и остался в живых, но тревога за будущее юноши, мечтающего о подвиге, не покидает читателя. Долг не позволил бы Николке остаться в стороне от белого движения. Все чаще взоры героев обращены на Дон, в сторону Добровольческой армии генерала Деникина. В конце романа Елена, тревожащаяся за судьбу братьев, видит сон, в котором Николка пел: «А смерть придет, помирать будем…». В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик с иконкам Елена мгновенно подумала, что он умрет…».

Видя измену, предательство высшего командования, лучшие идейные офицеры до конца остаются верны офицерской чести. Больной, издерганный Алексей Турбин бежит к месту сбора на плац перед гимназией, полный готовности сражаться и, если необходимо, умереть. Но дивизион распущен полковником Малышевым.

Высшей драматической точкой повествования является сцена в гимназии, когда полковник Малышев расформировывает отряд юнкеров, не боясь обвинения в измене. Убедить в правильности своего приказа мог только человек, для которо­го несчастные офицеры и юнкера, «брошенные штабными мерзавцами и этими двумя прохвостами гетманом и коман­дующим), которых следовало бы повесить», - дети. «Слу­шайте, дети мои - вдруг сорвавшимся голосом крикнул пол­ковник Малышев, - слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами…, на свою совесть беру и от­ветственность… Вас посылаю домой».

Рыданиями всего дивизиона была поставлена последняя точка. На просьбу Мышлаевского поджечь гимназию Малышев ответил:

Господин поручик, Петлюре через три часа доста­нутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, ко­нечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить.

Здесь высветляется еще одна, очень дорогая для Булгакова мысль - не только об ответственности офицера за жизни вверенных ему подчиненных, но и о самоценности человече­ской жизни вообще. Эта проблема всегда актуальна, а особен­но во времена братоубийственных гражданских войн.

Роман окачивается бегством Петлюры из города и наступ­лением красных отрядов. Теперь наши герои, лучшие, благо­роднейшие люди, цвет русской интеллигенции, опять оказались перед необходимостью выбора. Возможно, какая-то часть пе­рейдет к красным. В сцене, когда петлюровцами были переби­ты брошенные на произвол судьбы юнкера и четыре офицера, командир выстрелил себе в рот. Последними словами его были: «Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков».

В период жесточайших испытаний русская интеллигенция честно выполняла свой гражданский и человеческий долг. Турбины сохранили свой Дом. Дом Турбиных - это как бы теплое, живое существо. Мотив теплоты и света, так необхо­димые в холодные метельные дни декабря, воплощается не только в уюте топящихся печей, хотя дрова уже на исходе, и электрическим светом, часто гаснущим, и светом зажженной свечи, но и в тепле человеческих сердец - тревогой за близ­ких, сердечным приемом неожиданно приехавшего некстати из Житомира нелепого кузена, но скоро ставшего членом семьи уже не Ларионом, а Лариосиком. И уже и Город становится Домом, где Юлия с риском для себя спасает жизнь не­известному ей офицеру Алексею Турбину; в захваченном петлюровцами городе доктор ночью, рискуя жизнью, навеща­ет раненого и больного русского офицера, приглашает на консилиум двух профессоров. Гуманность, человеческая соли­дарность, бескорыстие и милосердие эти людей производят особенно сильное впечатление в силу того, что проявляются скромно, как выполнение своего профессионального долга.

М.А. Булгаков в своем романе «Белая гвардия» сумел под­няться над настроением классовой и национальной розни и утвердить идею человечности и общечеловеческих нравст­венных ценностей.

В сне Алексея Турбина в раю оказываются и белые, и красные. В ответ на недоуменный вопрос, почему безбожники - большевики оказались в раю, Бог говорит: «… все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Булгаков утверждает мир для всех: и для часового красного бронепоезда «Пролетарий», замерзающего на своем посту, и для мальчика Петьки Щеглова, который вдруг появится на последней стра­нице книги, чтобы уверенно схватить во сне сверкающий ал­мазный шар счастья, и, конечно же, для «рыжеволосой, яс­ной» Елены и её братьев, так полюбившихся нам; мир, покой и благоденствие их дому. Пожелание мира для всех людей на земле выражает Михаил Афанасьевич Булгаков в конце романа:

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор... для всех людей Земли, над которой сияет пастушеская звезда Венера, символ любви и счастья мирной жизни, а кровавая звезда Марс пусть напоминает людям о тех несчастьях, которые несет с собой война.

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» — так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь — Алексей, Елена, Николка — остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи — изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, — а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Таль-берг, Шервинский, Лариосик — все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет

его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней — большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаев-ский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?

Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно... ох, неприятно... напрасно я застрелил его... Я, конечно, беру вину на себя... я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо тур-бинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные... Мысль остается незаконченной.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство — непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» — Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все — белые и красные — братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «...И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: ...слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...»

Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя — свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех — и белых и красных.

«Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева — занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

"Роман этот я люблю больше всех моих вещей", - писал М. Булгаков о романе "Белая гвардия". Правда, тогда еще не был написан вершинный роман "Мастер и Маргарита". Но, конечно, "Белая гвардия" занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.

Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась. " Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918", - пишет он. События захлестнули своим водоворотом обыкновенных людей, простых смертных. Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла действует и на добрых людей. Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена. Но все они живут, страдают, любят.

Город, любовь, дом, война... Роман этот о судьбе русской интеллигенции в революции. М. Булгаков нарисовал быт русской интеллигенции. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за гранью человеческой порядочности. Но рядом с Турбиными живут Тальберги, Лисовичи. Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины - монархисты по своим взглядам, однако для них монархия - это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.

При всем неприятии идеологии революции М. Булгаков понимал главное: она - результат позорнейшего многовекового нравственнаго и физического угнетения народной массы. Ведя повествование, писатель сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков, честь белогвардейских офицеров.

Но М. Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высочайшими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город залили кровью. Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского прежде всего. Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман.

Человек и человечность превыше всего. Это утверждает М. Булгаков своим романом. Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таков главный смысл и урок исторического романа М. Булгакова "Белая гвардия", делающий эту книгу современной и своевременной.

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, - а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие.

Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Таль-берг, Шервинский, Лариосик - все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность.

(Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней - большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаев-ский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России.

Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата.

Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой». Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина.

За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске? Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно...

ох, неприятно... напрасно я застрелил его...

Я, конечно, беру вину на себя... я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо тур-бинская порода всегда несла в себе соборное сознание.

Что будет после конца Петлюры? Придут красные... Мысль остается незаконченной. Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах.

Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария».

Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «...

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: ...

слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... » Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех - и белых и красных. «Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».