Арабский завоеватель испании в 8 веке. Арабское завоевание. Испания на карте

Завоевание Испании арабами и Реконкиста

Много ли мы знаем об этом драматическом периоде в истории Европы? очень мало. А сегодня можно прочесть в сети версии, которые отражают не христианский, а мусульманский взгляд -- мол, арабское завоевание было благом для отсталого Пиринейского полуострова. Кое-кто даже договорился до того, что просвещенному халифату следовало завоевать и всю Европу...
Считаем принципиально важным дать трезвую оценку многовековой тяжелейшей борьбе европейских народов с мусульманскими захватчиками.
-------------

К 40—60-м годам V в. после падения Римской империи вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-—485) включена в состав обширного Вестготского государства (Вестготская марка). Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке. Память о Вестготской марке осталась в названии провинции Каталония (Готолония).

В VIII веке, в перод раздоров и ослабления Вестготского государства на Пиренейским полуострове началось мусульманское завоевание. Мусульмане продвигались в общем, успешно, хотя и встречая местами очень упорное сопротивление.
Хотя некоторые графы и покорились, другие продолжали доблестно сражаться. Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Известна такая характерстика, данная испанцам врагами: «Они как львы обороняют свои крепости и подобно орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них благоприятна, и, будучи разбиты и рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы затем еще с большей отвагой ринуться в бой».
Правитель Аль-хурр считал, что завоевание полуострова уже закончено и что сопротивление испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712—718 гг.). Поэтому он перешел Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.
Арабы не очень торопились обращать испанцев в свою веру. Они обложили христиан тяжелыми налогами, им было выгодно грабить местное население.
Но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.
Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г.
Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века.
Летом 718 года знатный вестгот Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родериха, находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии. В 722 году в Астурию эмиром Андалусии был направлен карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.
Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.
В 721 году армия аль-Самха двинулась к Тулузе и осадила её. Освобождать её пришлось герцогу Аквитанскому Эду. Герцог не располагал достаточными силами, чтобы встретиться с арабской армией в открытом сражении, однако ему удалось застать арабскую армию врасплох. 9 июня 721 года он разбил противника, причём вали был смертельно ранен, после чего остатки его армии бежали, сняв осаду с города. Остатки арабского войска, осаждавшего Тулузу, укрылись в Нарбонне.
Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В 725 и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали(наместника) — Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, — причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону.
В это время у берегов Испании появились корабли североевропейского народа — норманнов. Норманны, нападая на прибрежные районы, столкнулись с маврами. В конце VIII в. норманны выступают в войне против мавров в качестве вспомогательных войск Альфонса Целомудренного.

Драматичным был захват арабами Пиренееев.
Вали Абд ар-Рахман смог собрать огромную армию, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны, захватив и разграбив Альбижуа, Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса. Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.
Пройдя Пиренеи через Ронсевальский перевал, он вначале подавил сопротивление баскских горцев, застав их врасплох. Далее он двинулся по старой римской дороге в направлении на Бордо. По дороге он опустошил провинции Бигорр, Комменж и Лабур, разрушил епископские города Олорон и Лескар, а также захватил Байону. Затем были разрушены Ош, Дакс и Эр-сюр-Адур, сожжены аббатства Сен-Север и Сен-Савен.
Армия Абд-аль-Рахмана задержалась возле Бордо, чтобы разграбить близлежащую местность. Сам город был захвачен и разорён, его окрестности полностью опустошены. По франкским хроникам, церкви были сожжены и большая часть жителей истреблена. «Хроника Муассака», «Мосарабская хроника» и арабские историки не говорят ничего подобного, но некоторые из них дают понять, что штурм Бордо был одним из самых кровавых. Неизвестно, какое значительное лицо, неясно обозначенное графом, было убито в числе других, вероятно, бургграф города.

Прибыв в Пуатье, мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться.
Между тем Эд и Карл Мартелл смогли объединиться и собрать армию. Противники встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены, по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года. Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).
Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали.
Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи. В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции.

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей вестготского королевства. К этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и это единое королевство сильно расширило свою территорию, особенно после овладения бассейном реки Тахо. За арабами осталась лишь часть Пиренейского полуострова к югу от течения рек Тахо и Гвадианы. На северо-востоке владения арабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.

Немного хронологии:
759 г. — Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус.
791—842 гг. — царствование Альфонсо II Астурийского. Многочисленные стычки христиан и мусульман идут с переменным успехом, однако в конце концов христианам удается закрепиться на берегу реки Дуэро.
874 г. — Вифредо Мохнатый, граф Барселонский, добивается фактической независимости от франков и приступает к активному противодействию маврам, чьи владения располагаются к югу и юго-западу от современной Каталонии. Так возникает новый очаг Реконкисты.
905—925 гг. — баскский король Санчо Гарсéс укрепляет Королевство Памплонское. Это ещё один форпост Реконкисты на северо-востоке полуострова.
1000—1035 гг. — консолидация другой части христианской Иберии. Санчо III Великий, король Наварры, расширяет границы своих владений на юг. Правда, после его смерти многие его достижения вновь утрачены. Начинаются регулярные паломничества христиан к мощам в Сантьяго-де-Компостела.
1031 г. — распад Кóрдовского халифата.
Около 1030 по 1099 г. — жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.
Около 1140 г. — появление испанского национального эпоса «Песнь о моём Сиде».
1151 г. — третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») — приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
1162 г. — Альфонсо II Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточный «угол» Испании также объединен в мощное государство.
1195 г. — последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты — сражение при Аларкосе. Альмохадские войска напали на спящий кастильский лагерь.
16 июля 1212 г. — кульминационный момент Отвоевания. Знаменитая битва при Лас-Нáвас-де-Толóсе. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордены, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами — так в то время в Европе называли арабов — на Пиренейском полуострове.
1309 г. — Фернандо IV Кастильский (1295—1312 гг.) водружает христианское знамя на мысе Гибралтар.
1469 г. — Изабелла I Кастильская и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский заключают брачный союз. Фактическое основание Королевства Испании, установление абсолютной монархии.
2 января 1492 г. — падение Гранады и бегство последнего эмира Гранады Боабдиля. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество.
------

Во время реконкисты небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.
В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, существенной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости.
Легендарныи героем той эпохи испанцами почтается непобедмый полководец Эль Сид Кампеадор - Родриго Диас де Вивар.
Меч Сида, обладающий, согласно преданиям, мистическй силой, именовался Тисона. После смерти Сида в 1099 году он попал к предкам короля Фердинанда II Арагонского. В 1516 году Фердинанд II пожаловал меч маркизу де Фальсес за преданную службу испанской короне. По легенде, маркиз мог сам выбрать себе дар, однако предпочёл меч землям и дворцам. Считается, что меч являлся в роду маркизов де Фальсес самой ценной семейной реликвией и поэтому сохранился до наших дней. В 1944 году с разрешения владельцев меч был выставлен для экспозиции в Королевском военном музее Мадрида и находился там следующие 63 года. В 2007 году юридический обладатель меча, маркиз Хосе Рамон Суарес продал меч в собственность региона Кастилия и Леон. Власти региона передали меч в собор города Бургос, где он в настоящий момент экспонируется рядом с могилой Сида.

Известно немало знаменитых средневековых битв, изменивших ход истории. Пуатье, Гастингс, Креси, Грюнвальд… Но мало столь обделенных вниманием широкой публики и с такой исключительной силой повлиявших на судьбу мира сражений, как битва при Гвадалете в 711 г. Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Появление ислама вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же отсюда начались великие завоевания магометан, стремительно, на крыльях новой религии покорявших провинции восточной части империи. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года - Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привел их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом - это было подарком судьбы для Мусы. 7000 берберов стали основой войска для похода, который вначале планировался как всего лишь грабительский.

Античный мир разрушили не германские завоевания, а арабские

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами они были лучшими, чем политиками - за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели еще больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местными вестготы не практиковали. Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Поэтому как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой окружения он не пользовался.


В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса дал подкрепление - не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем Родриго в Толедо собрал армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьезный успех.


Армии сошлись 19 или 23 июля 711 года у реки Гвадалете. О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счет грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему. Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами». Лишенное лидера войско не оказало настоящего сопротивления и было разбито.

Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно - христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и начался захват полуострова. Местное население не начало масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады. За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости - веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.



Арабские действия в Испании

За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли их почти 8 столетий

Идущих на север арабов едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., когда их смог разгромить Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании и затем ее завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить свое влияние в Средиземном море в значительно большем объеме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве вследствие скудости источников в эту эпоху мы знаем крайне мало, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы. Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку. Кроме того, арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своем фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы - с политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.

Великие арабские завоевания предопределили судьбу Европы и России

Кроме того, арабы лишили Константинополь возможности защитить и контролировать Папу Римского. В середине 8 в. отношения Папы и Константинополя была разорваны. Политическая жизнь вслед за хозяйственной смещалась с побережья Средиземного моря на север. Папы теперь зависели от поддержки франкского королевства. Этот разрыв Восточной империи и Папы стал предвосхищением разделения христианства на западное и восточное, которое окончательно произошло в 1054 г., и началом их противостояния. Последствия этого стали определяющими и для нашей русской истории. Россия, оказавшись в лагере восточного христианства, стала на столетия противовесом западному христианскому миру.

Началось в 711 году в самый рассвет арабского государства недавно принявшего ислам. История Испании широко раскрывает события того времени.

Начиная в начала 6 века магометанцы (арабы) стремительно наращивали свою военную мощь. Это сказалось на стремительном покорение в 636 году богатейшей на то время Сирии. Буквально прошло два года как был завоёван Иерусалим и покорен Иран. Египет так же подвергся аннексии со стороны халифата. Настало время для покорения северной Африки, что и было завершено к 689 года с падением Карфагена. Не был захвачен на то время только Сеута расположенный возле побережья Гибралтара. Да и то только и за лояльности местного правителя. Муса ибн Нусаир (далее просто Муса) смог подчинить местных жителей Берберов уговорами и обещаниями о не сметных богатства. При условии принятия ислама и вступление в его войско для участия в арабских походах.

Легенда того времени говорит нам, что король правивший Испанией в то время сеньор Родриго был смертельным врагом правителя Сеуты Юлиана, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам.
Муса дал возможность берберам грабить и насиловать женщин, тем самым решил все вопросы с Юлианом. Это стало подарком судьбы для Мусы. 9000 безжалостных воинов берберов стали основой его войска для похода на Испанию, который вначале планировался как всего лишь грабительский рейд.

В тоже время на пиренейском полуострове даже не предполагали о завоевание Испании арабами и нападение с той стороны.

Современную Испанию еще в 500 года (5 век) покорили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью.

Воинами они были хорошими, а вот политиками? за два века вестготы так и не смогли найти общий язык с местным населением, даже сумели добиться раздражения и ненависти у аборигенов.

Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Браки с местными женщинами вестготы не одобряли. Романо-иберийцы, старая римская знать, жители страны баски и астурианцы, всегда помнили и не забывали, что вестготы здесь всего лишь захватчики, которые только пользуются достижениями романской цивилизации, не внося в не чего.

Поэтому как только пришли арабы, местное население не спешило на помощь вестготам. Решив пускай они сами разбираются с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Поддержкой окружения он не пользовался.

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом (далее Торик) легко захватили побережье Испании и принялись грабить местное население. За очень короткое время казна арабов пополнилась большим количеством сокровищ. Видя это Муса дал ещё больше пяти тысяч воинов. Этой силе просто грабеж был не интересен, они жаждали власти на столь щедрой земле.

В это же время король Родриго в провинции Толедо, (на то время Мадрид не был ) собрал под свои знамёна до 33 000 человек.

Казалось с такой мощью у арабов нет не какого шанса на завоевание Испании арабами.

Битва началась по одним сведенья 19 по другим 23 июля 711 года в районе реки Гвадалете. К сожалению очень мало до наших дней дошло сведений о самом сражение. Известно точно, что братья Родриго покинули своего политического конкурента, рассчитывая что арабы, которые все равно скоро уйдут, решить проблему престола Испанского.

Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго.

Ахмед арабский историк описывает то событие так: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми.

Воины, с войска Родерика были мало обучены и не имели такого боевого опыта как арабы. Увидя и проанализировав, Тарик пошел на прорыв через ряды врагов, пока не достиг короля, при этом ранив его мечом в голову, но не убил его. Война Родерика увидели, что король пал, а его личная охрана растеряны, отступление стало всеобщим безумием и победа досталась мусульманами. Лишенное военачальника войско не смогло дать настоящего сопротивления и было разбито.

Правдиво описана эта битва или нет, нам уже не станет известно. Верно в этой истории одно, то, что христиане вестготы потерпели полное поражение.

Королевство вестготов пало. Сопротивление немногочисленных вестготов было сломлено, преобладающие иберо-римляне не смогли оказать серьёзного сопротивления завоевателям, а значительное еврейское меньшинство даже приветствовало его, надеясь таким образом получить равные с христианами права.

У арабских правителей не было плана завоевания вестготской Испании.

В действительности, большую часть населения Магриба, откуда прибыли завоеватели, тогда составляли берберы, которые только недавно начали принимать ислам. Берберы неоднократно совершали набеги в южную часть Иберийского полуострова после падения римской власти.

Историки утверждают, что в апреля 711 года Тарик с 9 000 своих воинов высадился в районе Иберии с целью совершить очередной крупномасштабный грабительский набег, воспользовавшись расколом в Вестготском королевстве на западную часть (родригисты) и восточную (витицианы). На грабительскую версию указывает то, что его суда напоминали торговые, а когда стало ясно, с какой целью прибыли эти «торговцы», христианские жители близлежащих городов побросали своё имущество и попытались укрыться в холмах, то есть они поступили так, как обычно поступали жители в случае кратковременного пиратского рейда, а не осады.

На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и началось завоевание Испании арабами.

Местное население не вело масштабную борьбу против завоевание Испании арабами. Города сдавались сразу же, арабом даже не нужно было их осаждать. Буквально 5 лет понадобилось магометанам, что бы установили контроль над основной частью Испании, лишь страна басков и астурианцы оказали захватчикам серьезное сопротивление. Мудрая политика арабов позволила им быстро, легко и практический бескровно укрепиться там, где вестготы не смогли за 200 лет правления. Хорошее отношение с местными жителями и налоговые скидки, очень быстро привели жителей испанского полуострова на арабскую сторону.

Стремительно движущихся в северном направление арабов смогли остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., где поражение им нанесло войско Карл Мартелл, родной дед будущего короля Карла Великого.

Вероятнее всего одержи победу вестгонцами в 711 г. Вполне возможно, что арабы отказались бы от грабежа Испании и дальнейшем ее завоевания. И христиане сохранили бы свое влияние и присутствие в Средиземном море в значительно большем объеме. Чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве в эту эпоху мы знаем крайне мало.

Исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу.

Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы.

Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба с по-настоящему открыло миру Америку.
Кроме того, завоевание Испании арабами завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен. В своем фундаментальном труде, «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы. С политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.


Решающим событием в истории средневековой Испании стало завоевание основной части Пиренейского полуострова отрядами арабских и берберских воинов в 711 - 714 годах.

Стремительно пронеслись арабы по африканскому побережью Средиземного моря, дойдя до столбов Геркулеса. От берегов Сыр-Дарьи и Инда на востоке до побережья моря Мрака на западе простерлась держава ислама. Лишь пролив отделял ее от Европы, от вожделенной страны ал-Андалус.

На Испанию родную
Призвал мавра Юлиан,
Граф за личную обиду
Мстить решился королю.

А. С. Пушкин

Идлиан послал к владетелю ал-Андалуса свою дочь, чтобы он ее воспитал и обучил, а тот сделал ее беременной. Это дошло до Идлиана, и он воскликнул:
- Я не вижу для него наказания и воздаяния, кроме как привести на него арабов!
Он послал к Тарику.
- Я приведу тебя в ал-Андалус!

Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Ханам, египетский ученый 9 века. "Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса"

Оскорбленный граф Юлиан поклялся отомстить незадачливому королю и обратился за помощью к вали Северной Африки Мусе. Епископ Опас, родной брат убитого предшественника Родриго, освятил крестом это решение графа.

Муса понял, что более подходящего момента для покорения вожделенной ал-Андалус больше не будет. И немедленно послал к графу Юлиану отряд воинов, поставив во главе одного из самых решительных своих полководцев - Тарика.

В 710 году арабы преодолели пролив и высадились у мыса, названного ими горой Тарика (Джебель эль Тарик), и вторглись на Пиренейский полуостров в Испанию, берег которой предан им слабыми готами. Готы не были уже теми страшными варварами, которые унизив гордость Рима и обогатившись добычей в нем награбленной, простерли завоевания свои от Дуная до Атлантического океана. Отделенные от остальной Европы Пиренейской цепью, преемники Аллариха слабели в неге продолжительно мира, стены городов их превращались в развалины и несогласия довершали разрушение их государства.

В первой же стычке Тарик решительно отбросил противостоявший арабам отряд графа Теодомира. Отступив Теодомир послал королю гонца с донесением, в котором написал:

В нашу землю вторгся народ, имя которого и страну, и происхождение я не знаю. Я не могу даже сказать, откуда они пришли. С неба ли свалились или вышли из преисподней?

Граф Теодомир ничем не отличался от других вассалов Родриго. После первой неудачи он оказался на распутье. Пример удачливого графа Юлиана был заразителен: Юлиан приглашал его присоединиться к Тарику, но Теодомир знал и силу, и мстительность Родриго. Он не считал себя настолько глупым, как Юлиан, чтобы открыто принять решение. Так просто присоединиться к арабам, когда Родриго еще имел армию, полную сил, по его мнению было просто глупостю: можно потерять голову, не успев ничего получить от такого шага. Главное - сохранить отряды преданных ему вассалов.

Он известил Родриго о высадке арабов в Испании, но вовсе не собирался сражаться с ними и далее. Он решил ждать главных сил и дальнейшего хода событий, показывая Тарику и Юлиану свою независимость от Родриго. Пусть они воспринимают его уход от битвы как первый шаг к сближению и возможному переходу на их сторону.

Получив известие от Теодомира, Родриго оставил осаду Памплоны и направился с той армией, которая была в его распоряжении, навстречу арабам. Войско было огромным, но соперничество и вражда воинов из различных областей Испании не затихали и перед лицом внешней опасности. Население Испании, уставшее от грабежей и насилия, от голода и эпидемий, непрерывно преследуемое как светскими, так и духовными феодалами, еврейское население, униженное и лишенное каких-либо прав, - все в глухом молчании ждали прихода завоевателей. Они, скорее, видели в них освободителей.

Наконец в середине лета недалеко от Делафронтеэра Родриго встретился с войсками Тарика. Два дня шла упорная кровопролитная битва. Численный перевес был на стороне Родриго. Но раздоры и ненависть отдельных отрядов, измена знатных вассалов решили исход сражения. Войска, оставшиеся верными Родриго, были окружены. Огромное количество воинов было перебито. Остатки их спасались бегством, в том числе и сам Родриго, потерявший на берегу реки свою корону и скипетр. Чтобы избавиться от преследовавших их арабов, ближайшее окружение Родриго решило пожертвовать и им самим, убив его на одной из ночных стоянок.

Словно ветер, пронеслись арабские всадники по южной Испании, дошли до Толедо. После недолгой осады, взяли его, что отдало в руки победителей почти весь полуостров. Тарик продолжал продвигаться вперед, и это уже взволновало Мусу, который считал, что его подчиненный приобретает слишком большую власть над покоренной Испанией.

Опасаясь дальнейших успехов Тарика, Муса с большим отрядом также высадился в Испании и быстро овладел незанятыми на тот момент городами. Между Тариком и Мусой вспыхнула ссора, но по приказанию халифа из Дамаска они помирились и двинулись дальше на север.

Только горные районы Галисии, Астурии и Басконии остались за пределами деятельности для арабских завоевателей.

Вернувшись в Толедо, Муса провозгласил власть халифа над Испанией. Он с восторгом писал халифу:

"Это новое приобретение исламской державы. Здесь небо по своей прозрачности и красоте напоминает небеса Сирии. Мягкостью климата даже Йемен не стоит выше. Богатством цветов и тонкостью ароматов эта страна вызывает в памяти пышную Индию. Она соперничает с Египтом плодородием своей земли, с Катаем - разнообразием и прелестью своих минералов."

В течение трех лет арабы завоевали, но не покорили Пиренейский полуостров до реки Эбро и владели им 800 лет. Из них полтысячелетия они были безраздельными посредниками в торговле Европы с Востоком.

Арабам достаточно было восьми лет, чтобы сделать Испанию предверем могущества, честолюбивые замыслы которого останавливались на пределах мира. Но такой быстрый успех основывался не на выигранных сражениях: верные закону Мухаммеда, новые завоеватели приносили с собой веротерпимость и правосудие. "Положение побежденных стало так приятно, - говорит один испанский летописец, - что вместо притеснения, которого страшились, они радовались, что принадлежат владыка, которые дозволяют им свободное богослужение и не требуют от них ничего, кроме незначительной дани и повиновения законам, установленным для общего блага."

Владычество испанских эмиров было поэтому эпохой великого благоденствия. Государи эти, вместе духовные и воины, отнюдь не враждуя к христианским племенам, видели вокруг себя только один народ. Исполняя сами великие работы для пользы общей, которым так много обязаны своим обширным развитием земледелие и торговля, они приглашали людей всех наций без разбора, которые могли оплодотворять развитие наук и возродить промышленности прошедшего. Деятельность их и правосудие превратили дикую Испанию в земной рай, бродячие толпы ее населения в просвещенную нацию, трудолюбивую и образованную. Христиане вступали в армии эмиров, где пользовались общими правами и составляли даже гвардию владык, которые находили в них защиту от внешних нападений и преграду против внутренних смут.

Такова была ловкая политика аравитян - славное основание восьмивекового владычества.

Ревностные и талантливые ученики в науке и культуре, арабы оказались невосприимчивыми к урокам истории. Возникшее арабское государство тоже не стало единым. Лишь на какое-то время Кордовский халифат объединил вместе ряд небольших арабских государств. Но и это образование было недолгим и быстро распалось на ряд самостоятельных, с трудом противостоящих Реконкисте районов.

В завоеванных арабами областях Испании наблюдался необычайный экономический и культурный расцвет. Арабское владычество не превратило испанцев в арабов или мавров. Медленно, но неуклонно испанцы область за областью возвращали свои земли. За 5 столетий они отвоевали у разобщенных арабских государств почти весь полуостров, и за арабами осталась только одна часть его - Гранада.

Испанским евреям неплохо жилось при мусульманских законах, они занимали важные административные должности в таких городах, как Гранада, Толедо и особенно Кордова. Европейская торговля, получившая живейшее одобрение, снова начала процветать, и живущие в гармоничном единстве иудейская и исламская мысль расцветали в атмосфере взаимного уважения и согласия.

Испания в период покорения арабами

В Испании коренные жители были загнаны в Пиренеи, где они живут до сих пор под именем басков.

Христианизированные к тому времени готы укрылись в горах Астурии и основали там свое королевство, оказавшееся на удивление долговечным.

Но не вся Испания покорилась арабам. В Мурсии, сохранив свои отряды, обосновался граф Теодомир. И арабы вынуждены были признать его независимость. Не смогли арабы овладеть и северной частью полуострова, натолкнувшись на отчаянное сопротивление оставшихся там испанцев. Муса писал халифу о силе и мужестве людей, не сломленных нашествием:

"Они, как львы с воих крепостях и как орлы с своих гнездах. Они не упускают ни одной возможности, если она для них благоприятна. Побежденные и разбитые, они скрываются под защитой зарослей и горных теснин. И как только представится случай, они вновь появляются, чтобы бороться с еще большей отвагой."

При Ковадонге под предводительством преемника Родриго Пелайо испанцы остановили дальнейшее арабское вторжение. Именно, с этой битвы, происшедшей в горах Астурии, и началась многовековая Реконкиста - отвоевание Испании. Путь на север арабам преградило народное ополчение, еще в 718 году разгромившее отряды мусульман в долине Ковадонге в Астурии. Это сражение было началом конца владычества мавров, но никто тогда еще этого не знал.

И если позже власть арабов принуждена была отступить перед христианскими армиями, то одной из главных причин ее падения - та, что, довольствуясь обладанием плодороднейшими провинциями Испании, эмиры, то покушаясь завоевать Францию, то, борясь с соперническими интригами, забыли дикие скалы астурийские и дали там возрасти и укрепиться племени независимому, которое сначала считали неважным и с которым впоследствии вступили в переговоры. Это племя росло под покровом беззаботности или забывчивости и мало-помалу достигло степени силы, дозволившей ему победить и изгнать аравитян.

Арабское владычество в Испании. Халифат Омейядов

В 711 году арабы вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию.

Тарик Ибн Зияд (VIII век) - арабский военачальник. В 711 году в битве при Гуадалете разбил войска короля Родриго и начал завоевание Пиренейского полуострова.

В 711 году мавры пересекли Гибралтарский пролив и захватили большую часть Пиренейского полуострова. Испанские христиане бежали в отстоявшие свою независимость королевства, расположенные на севере и западе полуострова, а остальная территория попала под господство Дамасского халифата.

Мавры (арабы и берберы) завоевывают Королевство вестготов. начало Реконкисты - христианской освободительной войны против мусульманского владычества, продолжавшейся более 700 лет.

Завоевание Испании арабами.

Победа франков над арабами при Пуатье.

В 756 году на Пиренейском полуострове возник независимый от Дамасского халифата эмират Кордоба, который позже развился в халифат Кордоба, достигший наибольшего развития в X веке.

Кордовский эмират в Испании

Золотой век Кордовского эмирата.

В XI веке мусульманская Испания распалась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Расцвет мавританской Севильи

Гранадский эмират

Население Гранады, столицы Гранадского эмирата, последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове, к моменту его покорения (2 января 1492 г.) кастильскими войсками не превышало 60 тысяч человек. Столицей Гранадского эмирата в 1238 - 1492 годах была Гранада.

Юсуф бен Тахер (аль Тарик) - арабский вождь, начавший в 711 году завоевание Испании. Его именем была названа крепость на юге Иберийского полуострова (Джебаль аль Тарик - "Гора Тарика"), известная впоследствии в искаженном звучании на Гибралтар. Юсуф бен Тахер вступил в Испанию во главе арабов и дал свое имя горе Джебаль-Тахер, или, Гибралтар.

В 756 году Абд-эр-Рахман, внук последнего халифа из династии Омейядов, объявил себя эмиром, а затем султаном Кордовы, независимым от Багдада. Его наследники приняли в 929 году титул халифов.

Абдаррахман I (731-788) - основатель (756 г.) Арабского эмирата на Пиренейском полуострове и династии кордовских Омейядов. Проводил централизованную политику.

Абдаррахман II (792-852) - эмир Кордовского эмирата с 822 года. Известен покровительством наукам и искусству.

Абдаррахман III (891-961) - эмир Кордовского эмирата с 912 года, халиф Кордовского халифата с 929 года. Организовал гвардию из рабов. Создал сильный флот, сильнейший на Средиземном море. Правление Абдарахмана III - вершина могущества кордовских Омейядов.

Абенсерраги - могущественный мавританский род в Гранадском эмирате. История гибели этого рода послужила канвой романа Франсуа Рене де Шатобриана "Приключения последнего из Абенсеррагов" (1826 г.).

Ислам на Иберийском полуострове

http://inosmi.ru/science/20151209/234743584.html

Решающим событием в истории средневековой Испании стало завоевание основной части Пиренейского полуострова отрядами арабских и берберских воинов в 711-714 годах. В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились только завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях оставалось крошечное Испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний северо-западный угол полуострова.

Вступившие на испанскую землю завоеватели были поражены мужеством испанцев. «Они как львы в своих крепостях и как орлы в своих гнездах», - писал арабский полководец Муса.

Испанское название «мавры» (moros) распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки (Магриба), как арабов, так и берберов. Доля участия этих народов в складывании испанской культурной общности была различной на разных исторических этапах.

Специалисты выделяют две фазы в развитии мавританского стиля искусства средневековой Испании: в ранней преобладал арабо-испанский элемент, ибо арабы были носителями доминирующей духовной культуры. В последующей фазе, начиная с XII века, собственно мавританское искусство возникло из сплава арабо-испанской и берберо-магрибинской традиций.

«Все, дошедшее до своего предела, начинает убывать», - говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов сменилось реконкистой - так в Испании называют процесс освобождения Пиренейского полуострова от арабского владычества. Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только чередой военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере изученный процесс определил особенности развития народов Пиренейского полуострова, оказал влияние на их уклад жизни, содействовал росту национального самосознания.

Последним городом «мавров» (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова - столица пиренейских мавров.

Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, тем не менее не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры. Возникли особые группы населения: мосарабы (от искажен- ного арабского «мустариб» - арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами, и сохранившие свою религию, законы и обычаи; и мудехары (от искаженного арабского «мудаджжан» - получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но так же следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи.

Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в сферу высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом Это влияние оказалось наиболее действенным в областях, не связанных непосредственно с религиозными воззрениями: в архитектуре,музыке,танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, а также в технике, медицине, астрономии.

Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны. И сегодня ее исторические области продолжают четко выделяться. В XIII веке, называемом испанской историографией «Эпохой великих завоеваний», решающая роль принадлежала Кастилии - «Стране зам- ков», занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты. Культура Кастилии тяготела к средневековой католической Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в борьбе с маврами.

Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон и процветающие приморские области Каталония и Валенсия - передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии.

В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, преобладало мавританское художественное влияние. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.

Известно немало знаменитых средневековых битв, изменивших ход истории. Пуатье, Гастингс, Креси, Грюнвальд… Но мало столь обделенных вниманием широкой публики и с такой исключительной силой повлиявших на судьбу мира сражений, как битва при Гвадалете в 711 г . Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Появление ислама объединило и вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Теперь же из Аравии стремительно, на крыльях новой исламской религии покорявших провинции восточной части Римской империи, начались великие завоевания магометан. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года - Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Кочевники Аравии не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привёл их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом - это было подарком судьбы для Мусы ибн-Нусайр . Основой войска стали 7000 берберов, поход на Испанию вначале планировался как грабительский.

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами вестготы были лучшими , чем политиками - за два столетия вестготы не сблизились с местным населением , даже сумели ещё больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила вестготов, которую возглавлял король Родриго, позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местным населением вестготы не заключали.

Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом.

Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой своего окружения король Родриго не пользовался.

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье . Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса ибн-Нусайр дал подкрепление - не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем король вестготов Родриго собрал в Толедо армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьёзный успех.

Армия вестготов и а рабо-берберское войско сошлись в стажении 23 июля 711 года у реки Гвадалете . О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счёт грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему.

Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами» .

Лишенное лидера войско вестготов не оказало настоящего сопротивления арабам и было разбито.Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно - христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в , и начался захват полуострова. Местное население не вело масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады.

За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости - веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.

Арабские действия в Испании

За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли арабов из Испании почти 800 лет.
Войска арабов, идущих на север Пиренейского полуострова едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г. , их смог разгромить король Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании, а затем и от её завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить своё влияние в Средиземном море в значительно большем объёме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве мы знаем крайне мало , вследствие скудости источников в эту эпоху, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов и конфликтов, длящихся до сих пор, была заложена на Перенейском полуострове арабами ещё в 710-е годы.

Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами ещё много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным ещё почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку.

Арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своём фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана.

2017-10-27