Значение фразеологизма «В ногах правды нет. «В ногах правды нет»: что означает это выражение В ногах правды нет значение

К фразеологизмам относятся различные устойчивые выражения: цитаты, высказывания, поговорки. С их помощью можно точно и ярко выразить свою мысль. Поэтому фразеологизмы встречаются не только в учебниках, художественной литературе, их также активно используют в повседневной речи. Например, можно услышать такое выражение, как «в ногах правды нет». Значение фразеологизма наверняка известно многим. Так говорят, когда предлагают присесть. Тем не менее, мы более подробно рассмотрим толкование выражения, а также раскроем его этимологию.

«В ногах правды нет»: значение фразеологизма

Для точного определения обратимся к авторитетным источникам - словарям. В толковом С. И. Ожегова имеется определение выражения «в ногах правды нет». Значение фразеологизма в нем - «лучше сидеть, чем стоять». Отмечено, что рассматриваемый нами оборот является поговоркой.

Во фразеологическом словаре М. И. Степановой сказано, что данное выражение обычно сопровождает приглашение сесть. В нем также стоит стилистическая пометка «прост.».

Так растолковано в словарях выражение «в ногах правды нет», значение фразеологизма.

Происхождение поговорки

Во фразеологическом словаре М. И. Степановой указано, как образовалось это выражение. Там сказано, что в старину, чтобы взыскать частные долги и казенные недоимки, должников ставили босиком на снег или били прутьями по пяткам и икрам. Таким образом добивались правды, мол, на ногах она не раскроется. В связи с этим жестоким методом образовалось рассматриваемое нами выражение, которое, несмотря на свою этимологию, не содержит угрозы. Когда желают, чтобы кто-то присел, говорят: «В ногах правды нет». Значение фразеологизма - лучше не стоять.

Когда-то были времена, когда далеко не каждый мог ступить на территорию, лежащую за массивными каменными стенами крепости Деравар в Пакистане. Этот форт был защищен со всех сторон и в нем находились лишь солдаты и высокопоставленные особы, которых они защищали. В наши дни руины крепости доступны для любого путешественника, как одна из самых интересных достопримечательностей этих мест.

Когда-то были времена, когда далеко не каждый мог ступить на территорию, лежащую за массивными каменными стенами крепости Деравар в Пакистане. Этот форт был защищен со всех сторон и в нем находились лишь солдаты и высокопоставленные особы, которых они защищали. В наши дни руины крепости доступны для любого путешественника, как одна из самых интересных достопримечательностей этих мест

Солдатов в пустыне Холистан уже давно нет, но один из самых выдающихся фортов средневекового мира все ещё является частной собственностью, принадлежащей королевской семье Абасси. Внутри также находится родовое кладбище этой семьи

Деравар находится на приличном удалении от цивилизации. Как правило, туристы нанимаю гида из местных, с которым и отправляются в путешествие в эти места. Любой может войти на территорию крепости, но для того, чтобы осмотреть сооружения изнутри, требуется специальное разрешение от Эмира Бахавалпура.

Давайте же и мы посмотрим на это сооружение прошлых цивилизаций …

Форт Деравар – величественная крепость посреди пустыни Холистан, относящаяся к эпохе средневековья и являющаяся одной из наиболее ярких и неординарных достопримечательностей Пакистана. Это масштабное фортификационное сооружение с величественными стенами обладает квадратной планировкой и по периметру охватывает 1,5 км, а в диаметре достигает до 1 км. Высота этой восточной цитадели просто захватывает дух. Возвышающиеся на 30 метров массивные крепостные стены кажутся уходящими в небо. Угловые же башни несколько выше остальных, что придаёт виду форта ещё более грандиозное величие, словно подчёркивая его неприступность. Всего у форта Деравар 40 величественных башен, которые возвышаются над пустыней и кажутся каким-то особым царством из восточных сказок.

Тот форт, который сейчас можно увидеть, не является первоначальным. Первая крепость была возведена ещё во времена правления раджей династии Джайсалмера. Современная же цитадель была заложена гораздо позже, в 30-е годы 18 века, уже на руинах этой более ранней крепости, относящейся ещё к домусульманскому периоду. Но спустя 15 лет после её возведения навабы утратили контроль над ней, вплоть до 1804 г., когда форт Деравар вернулся во владения рода Абасси, чей предок возвёл первоначальный форт. В пустыне Холистан встречается несколько старинных крепостей, но форт Деравар среди них наиболее впечатляющий по своему грандиозному величию и к тому же наиболее сохранившийся.

Столь мощная оборонительная конструкция надежно защищала крепость и не давала атакующим войскам ни малейшего шанса на победу. Огромные по тем временам, укрепленные стены форта Деравар плотным кольцом смыкались вокруг главной постройки и производили ошеломляющее впечатление на незваных гостей.

У стен крепости располагается мечеть из белого мрамора, возведённая в 30-е гг. 19 в. ханом Амиром, и некрополь навабов династии Аббаси, чьей фамильной собственностью и является форт Деравар. Мечеть впечатляет изящной архитектурой на фоне столь массивных стен форта и является ярким образцом типичной могольской архитектуры. У этого сооружения прямоугольное основание и 3 купола, а каждый из углов украшен минаретом.

Ноги без правды

В ногах правды нет – этот устойчивый фразеологизм в наши дни означает что-то вроде приветствия и одновременно предложения гостю или собеседнику присесть. Обычно данное выражение употребляется со словом “присаживайся”. Например: “Присаживайся, в ногах правды нет, давай все обсудим.”

Однако, безобидное и вежливое выражение “в ногах правды нет”, на самом деле имеет довольно темное историческое происхождение, и первое время ассоциировалось с нечеловеческими телесными муками.

Происхождение выражения «в ногах правды нет»

Само выражение “в ногах правды нет” появилось в XV-XVIII веке на территории тогдашней Руси среди славянского населения. В те времена существовал закон, согласно которому должник – человек одолживший деньги или имущество, не способный отдать долг князю или боярину, подвергался “правежу”. Сам же “правеж” представлял собой принудительный процесс возмещения “правды”, а под тогдашним словом “правда”, подразумевался долг или задолженность.

Возможно, у многих возник вопрос, а причем же здесь ноги? На самом деле тогдашнее принудительное судебное взыскание, сильно отличалось от действий современных судебных приставов. Назначенный по тогдашнему суду правеж, заключался в нанесении должнику ежедневных ударов по ногам, обычно металлическими прутьями. Количество дней такого возмещения долга, определял судья, и минимальный срок публичного избиения составлял 30 дней. Кроме этого, задолженность с должника не снималась, за очень редким исключением.

Вышеописанная история судебного делопроизводства на Руси просуществовала несколько веков подряд. После чего правеж был отменен. Это связано с тем, что сам правеж не приносил никакой пользы. Обычно после нескольких ней правежа, должник, получивший нечеловеческие удары металлическими прутьями по ногам, становился калекой и полностью недееспособным. То есть, долг отдать он не мог, даже если бы он захотел отработать задолженность, с перебитыми ногами он не мог уже работать физически.

Появления фразы “в ногах правды нет”, произошло одновременно, как среди должников, подвергавшихся правежу, так и среди тогдашних зажиточных “кредиторов”. Понимая бессмысленность такого судебного делопроизводства и те и другие, говорили просто: “В ногах правды нет…” Однако, хотя правеж со временем был упразднен, наказание крепостных крестьян связанное с ногами не исчезло полностью.

В более поздние века, помещики, обнаружив серьезную кражу или порчу имущества, выгоняли всех крепостных крестьян на площадь и заставляли всех стоять, не давая при этом присесть. Цель такого “стояния”, которое могло продлиться до 5-7 дней, заключалась в том, чтобы виновный из толпы сам сознался в содеянном или чтобы его выдали другие крепостные крестьяне. Однако, как правило, кражи и порчу имущества у помещика, совершали крестьяне, готовящиеся к побегу, то есть в “стоянии” они уже не принимали участие, так как успевали сбежать. Те же крестьяне, которые без вины были обречены на мучительное “стояние”, твердили всем сейчас знакомую «пословицу «: “В ногах правды нет…”

Одной из самых популярных и правдоподобных версий происхождения фразеологизма «в ногах правды нет» является та, что относит нас к истории России XV-XVIII веков. В то время термин «право» уже у нас использовался, однако нередко его заменяли словом «правда». Об этом писал еще историк Петр Мрочек-Дроздовский: «Все, что законно, то и есть правда». От «правды» же произошло и другое понятие «правеж» - взыскание, взимание долга.

Согласно словарю Степановой, зачастую для того, чтобы этот самый долг взыскать, с провинившегося должника снимали обувь и заставляли его босиком стоять на холодном снегу, пока тот не возвращал взятые им средства. А иногда человека просто ударяли по пяткам или икрам, тем самым также добиваясь от него одолженных денег.

Однако чаще всего подвергавшиеся подобным истязаниям люди не отдавали ничего не из жадности или упрямства, а просто потому, что не имели ни гроша. Так и появилось выражение «в ногах правды нет». Мол, бей, не бей, но если денег нет, то и права своего на них ты реализовать не сможешь.

Предлагая человеку присесть, нередко используют один устойчивый фразеологизм: в ногах правды нет. Он стал настолько привычным, что не все задумываются, почему же так принято говорить, и что это значит. Но любознательная аудитория все же встречается, потому данный вопрос стоит разобрать подробнее, вернувшись к историческим корням фразы.

Если обратиться к толковым словарям, например, к трудам Ожегова, можно узнать, что фраза указывает на то, что сидеть лучше, чем стоять. Но полного и подробного объяснения там не найти.

Средневековые реалии


Для того, чтобы найти истину, необходимо вернуться к временам Средневековья, которые на Руси отмечались не меньшей суровостью, чем в Европе. К должникам относились достаточно сурово, в случае недоимок казенных средств или при необходимости вернуть долг частному лицу виновника ставили босиком на снег или секли по подошвам ног прутьями.

Материалы по теме:

Почему не отмечают 40 лет?

Люди нередко сознавались в том, чего не делали, желая прервать наказание, прекратить истязание над своим телом. Исходя из этого и можно сказать, что в ногах правды нет – выбитое, вымученное свидетельство может оказаться ложным, как часто и бывало.

Наказания, связанные с ногами, с битьем по подошвам или стоянием босиком на снегу, использовались по той причине, что при всей болезненности и невыносимости мучений, которые они доставляли, особых следов, видимых на первый взгляд, они не давали. Зато последствия могли оказаться серьезными – отмороженные или перебитые ступни надолго, если не навсегда, лишали человека возможности передвигаться самостоятельно, он мог перемещать свое тело только ползком.


В условиях Средневековья, когда каждому человеку необходимо было физически трудиться, чтобы хотя бы минимально обеспечить свою жизнь, это давало плачевный результат, после такого наказания пострадавший навсегда мог оказаться у церковной паперти, жить на милостыню и подаяния.

Интересный факт : но слова рассматриваемой поговорки никаких угроз не содержат, наоборот, приглашают сесть, поясняя, что оппонент находится не на допросе. И выбивать правду из него никто не собирается. Также поговорку в данном свете можно трактовать и несколько иначе: сядь, лучше не стоять.

Другой вариант тоже связан с долгами. Возможно, что фраза применялась в случае, когда должник или виновное лицо спасалось от расправы бегством. В этом случае говорили данную фразу, указывая, что вернуть долг или назначить человеку наказание уже невозможно. Но с течением времени смысл этих слов изменился, получив современную трактовку.

Материалы по теме:

Почему в Англии левостороннее движение?

Поиски виновного

Есть и третий вариант трактовки данной поговорки. Некоторые исследователи полагают, что слова пошли от несколько иного способа дознания. Есть мнение, что помещик или другое высокопоставленное лицо, столкнувшись с пропажей дорогостоящей вещи, либо с последствиями учиненных безобразий, мог собрать всех крестьян на деревенской площади, заставив их стоять до тех пор, пока виновник не будет назван. Этот вариант тоже имеет право на существование, подобные методики применялись, с ними можно столкнуться и сегодня – в той или иной интерпретации.