Стресс как универсальная реакция адаптации. Роль дистресса в целенаправленной деятельности Роль дистресса в целенаправленной деятельности

  • 1) Обеспечивает мобилизацию ресурсов организма: в стадии тревоги – чрезмерную, в стадии резистентности – адекватно действующему раздражителю.
  • 2) Стресс – реакция обеспечивает адаптацию к раздражителю.
  • 3) Стресс может вызывать болезнь, если степень напряжения организма превышает его функциональные резервы.

Эмоциональный стресс. Причиной его могут являться:

  • 1) социальные факторы (например, конфликтные ситуации);
  • 2) отсутствие достижения цели;
  • 3) действие очень сильных факторов.

Проявляется в виде комплекса психических и психосоматических нарушений. Часто начинается с психического возбуждения. Это проявляется вспышкой ярости или наоборот, эйфорией.

В итоге эмоционального стресса – немотивированные поступки, депрессия. Вследствие эмоционального стресса могут возникать неврозы. Признаками неврозов являются невротические компоненты:

1) психические; 2) психосоматические; 3) вегетативные.

Устойчивость к эмоциональным стрессам у всех различна. Она обеспечивается выработкой опиоидов, активизацией ГАМК. В результате модулируется синаптическая передача и состояние нейронов, нервная система возвращаются в исходное состояние.

Психологический стресс на работе.

Он возникает в зависимости:

  • 1) от характера профессии; 2) от типа личности; 3) от взаимоотношений в коллективе;
  • 4) от состояния ЦНС в данный момент; 5) от предшествующих воздействий.

Проявляется изменением впечатлительности в виде ежедневных спадов и подъемов настроения.

Отрицательные эмоции вызываются второстепенными на вид факторами (например, начало работы в 8 утра и необходимость в связи с этим рано вставать и ехать в транспорте в часы пик). Психологический стресс на работе дополняется неорганизованностью в работе, снижением производительности и качества труда, появляются жалобы на рабочие стрессоры.

Появляются психосоматические жалобы (снижение самочувствия, различные боли и т. д.), появляются психологические симптомы стресса: чувство напряженности, тревоги, депрессивных состояний.

Индивидуальная чувствительность и устойчивость к стрессу на работе зависит от наличия у индивидуума черт, являющихся предрасположением к стрессу, от поведения человека.

Поведение типа А характеризуется:

  • - стремлением к состязательности; - к достижению успеха; - агрессивностью;
  • - торопливостью; - опрометчивостью; - нетерпением и возбужденностью;
  • - взрывчатостью речи и напряжением лицевой мускулатуры;
  • - ощущением нехватки времени и высокой ответственностью. В крови повышен холестерин, ускорено свертывание крови, высокий адреналин в крови.

Такое поведение совпадает с возникновением коронарной недостаточности.

Поведение типа Б.

Индивидуумы с таким поведением являются противоположностью типу А.

Это расслабленный тип. Такое поведение благоприятно для здоровья.

Промежуточный тип поведения.

Рабочие стрессоры (дефицит времени, напряжение) могут перевести тип Б в тип А и менее выраженный тип А в более выраженный.

За последние годы слово «стресс» стало привычным для нашего лексикона. Мы понимаем, что для человека в стрессовой ситуации характерно «напряженное психическое состояние, эмоциональное потрясение». Но понятие стресса намного шире – это необычная реакция организма на любые раздражители, которые выводят из равновесия все внутренние системы и органы, тем самым нарушая работу нервной системы и организма в целом.

Реакция на стресс очень индивидуальна

Любые ситуации и обстоятельства из внешнего мира, так или иначе, влияют на нас. Но их непосредственное воздействие на нашу психику может стать причиной возникновения стрессового состояния. В таком случае реакция организма на стресс может быть самой разной, индивидуальной у каждого человека.

Виды реакций организма в стрессовых ситуациях

Личностной особенностью каждого человека является тип его реагирования на стрессовые ситуации и стрессоустойчивость. У некоторых людей в тяжелых ситуациях начинается процесс психологической адаптации. В этот момент у них автоматически вырабатывается стратегия действий. Для других же в стрессовых ситуациях характерно дезадаптивное поведение, которое не позволяет им адекватно реагировать на происходящие события.

В любых стрессовых ситуациях наш организм дает неспецифический ответ на физическое или психологическое воздействие из внешнего мира, нарушающее нормальное состояние нервной системы. Выделяют 4 вида реакций организма при стрессах. Эти виды основаны на изменениях эмоций, поведения, интеллектуальных и физиологических особенностях.

Эмоциональные реакции на стресс

Стрессовые факторы могут отображаться на эмоциональном уровне. Человек может испытывать как легкое возбуждение, так и более сильные эмоции, когда ему трудно совладать с собой. Рассмотрим 3 самых сильных эмоции.

  1. Гнев. Это сильное чувство становится обратной реакцией на стрессоры. Обычно гнев у человека вызывает состояние фрустрации, то есть невозможности удовлетворения своих потребностей. Часто гнев перерастает в агрессию. Когда человек не может достигнуть цели, он пытается найти виновного и направить свою злость на него.
  2. Апатия. Это психическое состояние, выражающееся в безразличии, в отрешенном отношении ко всему вокруг, в отсутствии интереса к какой-либо деятельности. В результате фрустрации человек начинает чувствовать себя беспомощным, теряет веру в себя, разочаровывается в окружающем мире.
  3. Депрессия. Когда стрессовая ситуация затягивается на долгое время и становится непреодолимой, апатия может перерасти в депрессию. Это случается не со всеми, некоторые люди могут самостоятельно справиться с психологическими травмами, а остальные нуждаются в профессиональном лечении.

Самой распространенной эмоциональной реакцией организма на стресс является тревожность. Чувство напряженности, опасения, беспокойства периодически возникает у каждого человека.

Справиться с этими симптомами несложно. Но у эмоционально нестабильных людей и людей с нарушениями нервной системы обычная тревожность в легкой стрессовой ситуации может замениться растерянностью, страхом и паникой.

Гнев — первая реакция на стрессовую ситуацию

Поведенческие реакции на стресс

Изменение поведения также относится к типам реакций на стресс. У каждого этот процесс происходит по-разному. У кого-то нарушается психомоторная функция, то есть, меняется почерк, напрягаются мышцы, учащается дыхание и т.п. У других людей нарушается режим дня: они могут долго спать или страдают от бессонницы.

Поведенческие изменения свойственны даже прагматичным людям. У них могут появиться профессиональные нарушения: снижение продуктивности на работе, совершение несвойственных для них ошибок. Часто в стрессовых ситуациях могут меняться социально-ролевые функции. Пострадавший избегает общения с друзьями и близкими людьми, становится конфликтным, а его поведение – ненормальным, теряется адаптация в социальной среде.

Реакцией на напряжение может стать длительный сон

Интеллектуальные реакции на стресс

Часто психологические потрясения могут привести к нарушению когнитивных функций. Человек не может сосредоточиться на конкретном деле, становится рассеянным, его мыслительные процессы, память и внимание ухудшаются, речь может стать невнятной. В экстремальных ситуациях люди обычно теряются, перестают размышлять и начинают действовать инстинктивно. Поэтому при пожарах, стрельбе и т.п. срабатывает «стадный рефлекс» (когда человек повторяет действия других людей) или инстинкт самосохранения (когда человек пытается спастись любым способом).

Самым сложным когнитивным нарушением является гиперактивность мышления и избегание проблем. Иногда даже незначительные факторы стресса могут вызвать у человека навязчивые мысли: самовнушение, необоснованное фантазирование.

Это личностная особенность человека, которая в связи с увеличением уровня стресса может выйти за рамки нормы.

Когда человек не может избавиться от проблем, он пытается уйти от их решения. Обычно он решает менее сложные проблемы, не имеющие отношения к стрессовым ситуациям. Но в результате основная проблема остается нерешенной и продолжает оказывать влияние на человека.

Физиологические реакции на стресс

Особенностью физиологических реакций является изменение работы почти всех систем организма. Составляющей этого вида реакций является гиперфагическая реакция на стресс, заключающаяся в нарушении пищеварительной системы. Также нарушается работа парасимпатической нервной системы, поддерживающей гомеостаз. В связи с воздействием стрессоров могут наблюдаться повышенное давление, учащенный пульс и дыхание, усиленное потоотделение, постукивание зубами или пальцами и т.п. Все эти симптомы могут негативно отразиться на здоровье человека.

Но стоит отметить, что потрясение нервной системы может оказывать и положительное влияние на организм. В тяжелых и опасных ситуациях наш мозг выделяет адреналин, который помогает нам быстро реагировать на события, сконцентрироваться, активизирует работу всех органов и поддерживает наш организм в тонусе. Также периодическое воздействие стрессоров вызывает у организма устойчивость к стрессогенным факторам, что помогает не так остро реагировать на сложные ситуации.

Учащенный пульс — физиологическая реакция на чрезвычайную ситуацию

Реакция на стресс в острой форме

В экстремальных ситуациях у людей появляется другая форма восприятия событий – острая реакция на стресс. Специалисты, работающие в службах экстренного реагирования и в условиях ЧС, говорят, что этот тип реакции происходит двумя способами, называемыми двигательной бурей и мнимой смертью. Основное отличие этих способов в том, что первая реакция протекает по типу возбуждения, а вторая – по типу торможения.

Острая реакция с симптомами двигательной бури отличается поведенческими изменениями, хаотичными движениями, различными жестами и четкой мимикой.

Такие люди становятся невнимательны, не могут сконцентрироваться, они быстро говорят, сложно формируют предложения и часто повторяют одни и те же фразы. Обычно их речь бессмысленна.

Для людей в состоянии двигательной бури характерны следующие ощущения и тип поведения:

  • страх;
  • истерика;
  • озноб;
  • агрессия;
  • плач;
  • нервный тик.

Эти проявления часто приводят к нервному срыва. В результате может потребоваться клиническое лечение для восстановления нормального состояния. Причиной страха, истерии, паники, внутреннего напряжения обычно становятся сильные стрессовые и экстремальные события.

Острая реакция проявляется агрессией

Острая реакция, имеющая симптомы мнимой смерти, характеризуется замедлением психических процессов. В стрессовых ситуациях некоторые люди перестают понимать, что происходит, они теряют ощущение реальности, все вокруг им кажется ненастоящим. Самыми распространенными ответами организма в состоянии мнимой смерти являются ступор и апатия.

Под воздействием серьезных стрессоров человек замирает, долгое время остается неподвижным, не проявляет никакой реакции, мимики и жестов. Со стороны пострадавший выглядит спокойным, но в то же время опустошенным. В состоянии мнимой смерти люди не видят опасности, поэтому не просят о помощи и не пытаются защитить себя. Подобные состояния могут привести к трагическим последствиям.

Методы борьбы со стрессом

В зависимости от факторов стресса различают несколько методик, которые помогают уменьшить влияние стрессоров на организм. Специалисты выделяют поведенческие, когнитивные и биохимические методы. Все они направлены на адаптацию организма и психики к стрессам.

Поведенческие методы основываются на контроле действий и реакций личности в стрессовых ситуациях. Для этого необходимы медитация, полноценный отдых, регулярные физические упражнения, тренинги по управлению дыханием и мышечной релаксации. Если научиться контролировать свои эмоции и физиологические процессы в организме, то будет проще справиться со стрессом.

Медитация отлично успокаивает нервы

Когнитивные методы заключаются в изменении своего видения стрессовой ситуации, в наблюдении за своими реакциями, осмыслении особенностей своего поведения и эмоций, вызванных стрессорами. Это поможет сконцентрироваться в сложных ситуациях, блокировать мысли, вызывающие страх, панику и эмоциональную нестабильность, а также переключить внимание с собственных мыслей на реальность происходящего.

К биохимическим методам борьбы со стрессом прибегают только в особо сложных ситуациях с проявлением конкретных симптомов. Когда стресс приводит к серьезным психическим проблемам, таким как истерия, апатия, депрессия, необходимо обращение в клинику.

Там врачи с помощью лекарственных препаратов нормализируют психофизическое состояние. Для этого обычно используют антидепрессанты с приемом на протяжении пары недель. Одна доза составляет 20 мг, превышение нормы и злоупотребление препаратами приводит к более серьезным проблемам.

Расстройство приспособительных реакций - Состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию (включая наличие или возможность серьезной физической болезни). Стрессовый фактор может поражать интегральность социальной сети больного (потеря близких, переживание разлуки), более широкую систему социальной поддержки и социальных ценностей (миграция, положение беженца). Стрессор (стресс-фактор) может затрагивать индивидуума или также его микросоциальное окружение. В 2013 году произошла смена названия на «Острая реакция на стресс».

Более важную, чем при других расстройствах в F43, роль в риске возникновения и формирования проявлений адаптационных расстройств играет индивидуальная предрасположенность или уязвимость, но тем не менее считается, что состояние не возникло бы без стрессового фактора. Проявления различны и включают депрессивное настроение, тревогу, беспокойство (или их смешение); чувство неспособности справляться, планировать или продолжать оставаться в настоящей ситуации; а также некоторую степень снижения продуктивности в ежедневных делах. Индивидуум может чувствовать склонность к драматическому поведению и вспышкам агрессивности, но они встречаются редко. Тем не менее, дополнительно, особенно у подростков, могут отмечаться расстройства поведения (например, агрессивное или диссоциальное поведение).

Ни один из симптомов не является столь существенным или преобладающим, чтобы свидетельствовать о более специфическом диагнозе. Регрессивные феномены у детей, такие как энурез или детская речь или сосание пальца, зачастую являются частью симптоматики. При преобладании этих черт следует использовать F43.23.

Начало обычно в течение месяца после стрессового события или изменения жизни, а продолжительность симптоматики обычно не превышает 6 месяцев (кроме F43.21 - пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации). При сохранении симптоматики диагноз следует изменить в соответствии с имеющейся клинической картиной, а какой-либо продолжающийся стресс может быть закодирован с помощью одного из «Z»-кодов Класса XX МКБ-10.

Контакты с медицинской и психиатрической службами вследствие нормальных реакций горя, которые соответствуют культуральному уровню данного лица и, обычно, не превышают 6 месяцев, не должны обозначаться кодами этого Класса (F), а должны квалифицироваться с помощью кодов Класса XXI МКБ-10, такими как, Z-71.- (консультирование) или Z73.3 (стрессовое состояние, не классифицируемое в других рубриках). Реакции горя любой длительности, оцениваемые, как анормальные вследствие их формы или содержания, должны кодироваться как F43.22, F43.23, F43.24 или F43.25, а те, которые остаются интенсивными и продолжаются более 6 месяцев, - F43.21 (пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации).

Диагностические указания

Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между:

  • формой, содержанием и тяжестью симптомов;
  • анамнестическими данными и личностью;
  • стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.

Наличие третьего фактора должно быть четко установлено и должны быть веские, хотя, возможно, и предположительные доказательства, что расстройство не появилось бы без него. Если стрессор относительно мал и если временная связь (менее 3 месяцев) не может быть установлена, расстройство следует классифицировать в другом месте в соответствии с имеющимися признаками.

Включаются:

  • культурный шок;
  • реакция горя;
  • госпитализм у детей.

Другие заболевания категории F43

  • тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой (F93.0).

При критериях расстройств адаптации клиническая форма или преобладающие признаки должны быть уточнены по пятому знаку.

  • F43.20 Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
    • Транзиторное мягкое депрессивное состояние, не превышающее 1 месяца по длительности.
  • F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
    • Легкое депрессивное состояние в ответ на длительную подверженность стрессовой ситуации, но продолжающееся не более 2 лет.
  • F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
    • Отчетливо выраженные тревожные и депрессивные симптомы, но их уровень не больше, чем в смешанном тревожном и депрессивном расстройстве (F41.2) или в другом смешанном тревожном расстройстве (F41.3).
  • F43.23 Расстройство адаптации с преобладанием нарушения других эмоций
    • Обычно симптомы нескольких типов эмоций, таких как тревога, депрессия, беспокойство, напряженность и гнев. Симптомы тревоги и депрессии могут отвечать критериям смешанного тревожного и депрессивного расстройства (F41.2) или другого смешанного тревожного расстройства (F41.3), но они не являются столь преобладающими, чтобы могли быть диагностированы другие более специфические депрессивные или тревожные расстройства. Эта категория должна использоваться и у детей, когда имеется регрессивное поведение, такое как энурез или сосание пальца.
  • F43.24 Расстройство адаптации с преобладанием нарушения поведения
    • Основным расстройством является нарушение поведения, то есть подростковая реакция горя, приводящая к агрессивному или диссоциальному поведению.
  • F43.25 Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации
    • Явными характеристиками являются как эмоциональные симптомы, так и расстройства поведения.
  • F43.28 Другие специфические преобладающие симптомы, обусловленные расстройством адаптации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

Контрольная работа

по физиологии высшей нервной деятельности

и сенсорных систем

«Стресс. Адаптационные реакции организма»

Волгоград 2009

1. Стресс и его функции.

2. Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

3. Основные концепции Г. Селье о стрессе.

4. Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

регуляции стресса.

5. Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

а) изменение обмена веществ и энергии

б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

6. Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

7. Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

8. Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

9. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress - напряжение, давление, нажим) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же - это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г., «Стресс жизни».)

Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Биологическая функция стресса - адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс - нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами . Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический . Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

3. В основных положениях концепции Г. Селье говорится о том, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующий эту реакцию, названную общим адаптационным синдромом (ОАС), или реакцией напряжения - реакцией стресс. При этом следует особое значение придавать тому, что стресс – это реакция на стрессор, чрезвычайный раздражитель, а не на любой раздражитель вообще, что Селье пришёл к мысли о стрессе отчасти потому, что заметил общие признаки при самых различных заболеваниях, т.е при чрезвычайных обстоятельствах для организма. Селье в большинстве своих работ говорит о том, что стресс - это реакция на сильный раздражитель, но вместе с тем четкого разделения раздражителей по силе не проводит. Это приводит к путанице, к представлению, что стресс - общая неспецифическая адаптационная реакция на любой раздражитель. Интересен вопрос того, какое свойство раздражителей может создать нечто общее в ответной реакции на разные по качеству раздражители, сформировать основу для стандартного приспособительного ответа? Качество не может явиться такой основой, так как каждому раздражителю присуще свое качество. Общее, что характеризует действие самых различных раздражителей,- это количество, определяемое в отношении живого как степень биологической активности. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а раздражителям, одинаковым по качеству,- разная степень биологической активности (разное количество). Разумеется, представление о чисто количественном пути приспособления без учета качественных особенностей раздражителей также противоречит фактам. Однако количество, мера может явиться основой общности реакции организма на действие разных по качеству раздражителей, основой для развития в процессе эволюции биологически целесообразных комплексных, стандартных ответных реакций организма. Скорее всего, в этой основе лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности, развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма. Иными словами, развившиеся в процессе эволюции общие приспособительные реакции организма являются неспецифическими, а специфика, качество каждого раздражителя накладывается на общий неспецифический фон. Общие адаптационные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. Эти реакции организма характеризуются, прежде всего, автоматизмом. Как осуществляется такая автоматическая саморегуляция? Это создавшиеся в длительном процессе эволюции комплексные защитные реакции. Важнейшая роль в приспособлении принадлежит ЦНС - основной регулирующей системе организма. Кора головного мозга с системой анализаторов принимает информацию от внешнего мира, подкорковые образования головного мозга - от внутренней среды. Автоматическое регулирование постоянства внутренней среды осуществляется, главным образом, гипоталамической областью мозга, являющейся центром интеграции вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы - основных исполнительных звеньев, реализующих влияние ЦНС на внутреннюю среду организма. В гипоталамусе сочетаются нервный и гуморальный путь автоматической регуляции. Гипоталамус образно можно сравнить с радарной установкой, включенной в систему саморегулирования и автоматизации нейрогуморально-гормональных процессов, противостоящих динамически изменяющимся факторам не только внутренней, но и внешней среды. Наличие теснейшей анатомо-физиологической связи между гипоталамусом и ретикулярной формацией, играющей важную роль в осуществлении генерализованных неспецифических реакций, также говорит о значении этих отделов мозга в формировании неспецифических реакций организма.

Острая реакция на стресс – это психически нездоровое состояние человека. Оно длится от нескольких часов до 3 дней. Больной находится в ошеломлении, не способен полностью осознавать ситуацию, стрессовое событие фиксируется в памяти частично, часто в виде отрывков. Это происходит из-за , вызванной . Обычно симптомы сохраняются не больше 3-х дней.

Одна из реакций – . Развивается этот синдром исключительно из-за ситуаций, которые угрожают жизни человека. Признаками такого состояния валяются заторможенность, отчужденность, повторяющиеся ужасы, всплывающие в сознании картинки происшествия.

Часто больных посещают идеи о суициде. Если расстройство не слишком тяжелой степени, оно постепенно проходит. Есть и хроническая форма, которая длится годами. Посттравматический синдром также называют боевой усталостью. Этот синдром наблюдался у участников войны. После Афганской войны очень много солдат страдало этим расстройством.

Расстройство приспособительных реакций происходит из-за стрессовых событий в жизни человека. Таковым может быть потеря родного, резкое изменение жизненной ситуации или перелом в судьбе, разлука, уход в отставку, неудачи.

В результате личность оказывается неспособной адаптироваться к неожиданному изменению. Человек не может продолжать жить обычной повседневной жизнью. Возникают непреодолимые трудности, связанные с общественной деятельностью, отсутствует желание, мотивация для принятия простых повседневных решений. Человек не может продолжать находиться в ситуации, в которой оказался. Однако у него нет сил на изменения и какие-либо решения.

Разновидности течения

Вызванное горестными, тяжелыми переживаниями, трагедиями или резким изменением жизненных ситуаций, расстройство адаптации может иметь различное течение и характер. В зависимости от особенностей болезни, выделяют расстройства адаптации с:

Характерная клиническая картина

Обычно расстройство и его симптомы исчезают спустя 6 месяцев от стрессового события. Если стрессор несет продолжительный характер, то сроки гораздо дольше шести месяцев.

Синдром мешает нормальной, здоровой жизнедеятельности. Его симптомы угнетают человека не только психически, но поражают весь организм, нарушают работоспособность многих систем органов. Основные признаки:

  • грустное, подавленное настроение;
  • неспособность справляться с повседневными или профессиональными задачами;
  • неспособность и отсутствие желания планирования дальнейших шагов и планов на жизнь;
  • нарушение восприятия событий;
  • ненормальное, необычное поведение;
  • боль в груди;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • страх;
  • одышка;
  • удушье;
  • сильное мышечное напряжение;
  • неугомонность;
  • повышенное употребление табака и алкогольных напитков.

Наличие перечисленных симптомов говорит о расстройстве приспособительных реакций.

Если признаки сохраняются длительное время, больше шести месяцев, непременно следует предпринять шаги для устранения нарушения.

Постановка диагноза

Диагностика расстройства приспособительных реакций производится только в условиях клиники, для определения заболевания учитывается характер кризисных состояний, которые привели пациента в удрученное состояние.

Важно определение силы воздействия события на человека. Проводится обследование организма на наличие соматических и психических заболеваний. Обследование у психиатра проводится для исключения , депрессии, посттравматического синдрома. Только полноценное обследование может помочь постановлению диагноза, направлению больного к специалисту на лечение.

Сопутствующие, схожие заболевания

Очень много заболеваний входит в одну большую группу. Все они характеризуются одними и теми же признаками. Отличать их может всего один конкретный симптом или сила его проявления. Схожими являются следующие реакции:

  • кратковременная депрессивная;
  • пролонгированная депрессивная;

Заболевания различны по степени сложности, по характеру течени и по длительности. Часто одно переходит в другое. Если вовремя не принять меры лечения, болезнь может принять сложную форму и перейти в хронический тип.

Подход к лечению

Лечение расстройства приспособительных реакций производится поэтапно. Преобладает комплексный подход. В зависимости от степени проявления того или иного симптома, подход к лечению индивидуален.

Основной метод – психотерапия. Именно этот способ наиболее эффективен, поскольку психогенный аспект в болезни является преобладающим. Терапия направлена на изменение отношения пациента к травмирующему событию. Повышается возможность больного регулировать негативные мысли. Создается стратегия для поведения пациента в стрессовой ситуации.

Назначение препаратов обусловлено длительностью заболевания и степенью тревожности. Лекарственная терапия в среднем продолжается от двух до четырех месяцев.

В числе медикаментов обязательно назначают :

Отмена препаратов происходит постепенно, согласно поведению и самочувствию больного.

Для лечения используют седативные растительные сборы. Они выполняют успокоительную функцию.

Травяной сбор номер 2 хорошо помогает избавиться от симптомов заболевания. В его состав входят валериана, пустырник, мята, хмель и солодка. Настой пьют 2 раза в день по 1/3 части стакана. Лечение продолжается 4 недели. Часто назначают прием сбора номер 2 и 3 одновременно.

Полноценное лечение, частые визиту к психотерапевту обеспечат возвращение к нормальной, привычной жизни.

Каковы могут быть последствия?

Большинство людей, страдающих расстройством адаптации, полностью излечиваются без каких-либо осложнений. Эта группа среднего возраста.

Дети, подростки и пожилые подвержены появлению осложнений. Индивидуальные особенности человека играют важную роль в борьбе со стрессовыми состояниями.

Часто невозможно предотвратить причину стресса и избавиться от нее. Эффективность лечения и отсутствие осложнений зависят от характера личности и его силы воли.