Старинная печать на письмах. Как сделать сургучную печать в домашних условиях: мастер-класс. Печать из горячего клея

"Неясный след далеких писем"(чем запечатывали старинные письма и документы)

"Неясный сле д далеких писем"

"И в этих письмах мы с тобою ищем

Далеких лет теперь неясный след".

Петр Давыдов

Читая в архиве старинные письма 19 века, дневники и разные документы, невольно обращаешь внимание на всякие, казалось бы, мелочи: на какой бумаге писали, какими чернилами, каким был конверт, красива ли марка. А как интересно разглядывать разные государственные печати на важных документах, например, на рескриптах государей или на заграничных паспортах, на графских завещаниях.

Особенно интересны личные вензеля в письме и маленькие печатки, которые вместе с качественной бумагой и чернилами да еще красивым почерком владельца могут сделать обычное письмо предметом эстетического удовольствия. Вот даже так! Постепенно понимаешь, что у всех этих мелочей своя эстетика, которой в 19 веке не пренебрегали.

Архив Орловых-Давыдовых рассматривать интересно, они большее значение придавали внешнему виду своих писем. Бумага, как правило, была высокого качества, чаще всего палевая, в рубчик. Она не выцвела и хорошо сохранилась. Чернила не утратили яркость. «Сегодня исписали семь листов красивой лючировской бумаги», - пишет в дневнике 1862 года Владимир Владимирович Орлов-Давыдов. Даже с кавказской войны он просит матушку выслать им с братом бумагу, потому что она закончилась, а брать в долг у кого-то не хочется.

Достанем из маленького конверта, примерно 12х7 см, заветное письмо кого-нибудь из Орловых-Давыдовых. В верхнем левом углу на бумаге небольшой (в 1 см) оттиск личного вензеля графа или графини

Для таких оттисков был особый инструмент. Он числится в описи вещей одного из Орловых-Давыдовых. У каждого из них были свои печати-штампики с личной монограммой. Такие печати-монограммы обычно были с изящными ручками, выглядели настоящим произведением искусства, их дарили к какой-то дате или просто, чтобы доставить маленькую радость. В одном из писем 1885 года молодой граф благодарит свою маменьку за симпатичную личную печать, присланную ему накануне. Он обещает носить ее всюду на цепочке.

Владимир Петрович Орлов-Давыдов всегда носил на пальце перстень с графским гербом на зеленом камне. Им он запечатывал личные письма. Была у него еще и «большая столовая печать с гербом и вензелем, сделанная в Англии» для особо важных документов.

Оттиск печати с гербом графа Орлова-Давыдова.

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов с зеленым перстнем-печатью на пальце.

Для его матушки, Натальи Владимировны Давыдовой, итальянский мастер Cerbara для ее личной печати вырезал на сердолике ее профиль. В первой четверти 19 века печати на сердолике были очень распространены, как и искусные мастера резьбы по камню. Среди вещей в описи Орловых-Давыдовых значилась и «печать с древней резьбой на сердолике в виде купидона, вдевающего нить в иголку».

Перстни с резьбой на сердолике.

Наталья Владимировна Давыдова, урожденная графиня Орлова, матушка Владимира Петровича.

В московских архивах сохранились личные дневники графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Это более 30 толстых тетрадей в плотном кожаном переплете с тиснением и личным вензелем графа. Чем красивее и качественней тетрадь или блокнот для записей, тем большая вероятность их сохранить. Рука не поднимется уничтожить такую красоту и добротность. Дневники сыновей графа обычно велись в небольших карманных блокнотах из натуральной кожи с тиснением и серебряной застежкой сбоку. Такие вещи приятно держать в руках, даже спустя столетия. Насмотревшись всей этой красоты, я заинтересовалась даже особой наукой сфрагистикой . Это наука о печатях, штампах, геммах, оттисках.

Первые печати, оказывается, появились очень давно, еще до нашей эры. В Ассирии, Вавилоне, Египте они были каменными. Императоры Священной Римской империи использовали красный сургуч для печатей. Он был очень дорогим даже для королей и использовался для самых важных документов. Иногда для экономии только серединка печати делалась из красного сургуча, остальное - из неокрашенного воска.

В Англии короли использовали зелёный, красный, чёрный, жёлтый, коричневый сургуч или воск, каждый для своего вида печатей, у короля было их сразу несколько.

Постепенно выработались правила: в 17 веке зелёный сургуч использовали на документах о даровании прав или обычных хартиях, красный - для печатей на международных договорах, жёлтый - для маловажных бумаг, а неокрашенный белый воск для самых незначительных писем.

А вот во Франции королевская власть традиционно использовала для важных документов зеленый сургуч . К цвету печати относились крайне серьёзно. Скрепить важный договор жёлтой печатью означало проявить пренебрежение к другой стороне.

Интересные факты: любимый дантист Карла V подал прошение и получил от императора право быть единственным человеком, кто использовал синюю печать. Размеры печатей тоже были различными, одна из самых маленьких печатей была у Зигберта III (Австразия) - 1 см в диаметре. Одной из самых больших была печать российского императора Александра II 1856 года - 26 см в диаметре.

Бумажная печать императора Александра II.

На Руси печати были известны с 10 века. Ими подтверждались княжеские договоры. В Новгороде найдена печать князя Изяслава Владимировича 10 - 11 века. Старые печати до 15 века были вислыми, т.е. привешивались к документу. Позже появились прикладные печати. Для печатей использовали глину, металл, воск, воско-мастику, сургуч и даже бумагу.

Описаниям печатей уделил внимание Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского".

Свинцовая вислая печать (С портала Нумизматики)

Княжеская старинная вислая печать (С портала Нумизматики).

История "липовых" печатей.

Замечательное растение липу обидели, сделав символом обмана. Почему?

«Это же явная липа!» — возмущается кто-то, разглядывая сомнительный документ. «Он принёс липовую справку». Печати обычно делали из меди или из полудрагоценного камня.

Но находились жулики, которые подделывали различные грамоты (документы), дающие право на выгодную должность, наследство, получение денег из казны. Текст грамоты и подпись лихие люди копировали легко, но с печатью было сложнее. Гравировать на меди трудно, это занятие требовало умения и специальных инструментов, да и металл это дорогой. Поддельную печать использовали один-два раза, поэтому выгоднее сделать ее из дешевого и легкого в обработке материала. Таким материалом была как раз липа.

Это старинная настоящая сургучная печать.

Как появилось слово «Факсимиле»?

Парижский таинственный фальсификатор по прозвищу Факсимиле работал реставратором и хорошо изучил пигменты, которые использовались художниками XVII века. Поэтому он начал рисовать натюрморты и продавать ихлюбителям, выдавая за картины известных авторов. Эксперты, увидев его работы, признали их подлинниками. Тогда к Факсимиле начали обращаться владельцы картинных галерей с просьбой подготовить для них «оригиналы». Факсимиле, почувствовав надвигающуюся опасность, вынужден был покинуть город.

Вензель графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова.

Личный вензель на письме.

О старых письмах, печатях и монограммах рассказывала Нина Симоненко.

Кое-какие сведения о печатях почерпнула в разных источниках интернета.

В век электронных писем мало кто пользуется бумажными письмами для общения. Любимого человека в армии, друзей и родню, которые находятся в других городах и даже странах можно приятно удивить, отправив письмо в винтажном конверте, сделанном собственными руками.

Для создания письма в стиле винтаж понадобятся:

  • Два листа А4
  • Какао;
  • Плотная бумага коричневого оттенка;
  • Несколько оттенков акварельной краски;
  • Воск твердый;
  • Жгут (или другая плотная тонкая веревка);
  • Пуговица (с рельефным рисунком).

Процесс работы можно разделить на несколько этапов:
Предание эффекта старины листу, в котором будет текст. Для начала лист нужно сильно помять, но так, чтобы не образовалось разрывов на бумаге. Это необходимо для придания бумаге рельефности. Тем временем замешать густую кашицу из какао и теплой воды. С помощью ваты обтереть предварительно помятую бумагу смесью из какао. Частички какое - порошка заполнят все линии, расчерченные на мятой бумаге, к тому же придаст письму приятный аромат шоколада. Для внесения нотки современности края можно покрасить каким-нибудь ярким цветом, например, светло-лиловым. После того как лист слегка подсохнет, края нужно обжечь, что придаст еще больший винтажный вид и перенесет в атмосферу XIX века.


Если не получилось найти в продаже специальную плотную бумагу в коричневом оттенке, можно использовать бумагу из-под пакета, в который упаковывают покупки во многих вещевых магазинах. Вырезать нужно ровный квадрат, размер быть любой. На фото каждая сторона квадрата равна 15 см. В качестве яркого акцента и элемента для маскировки надписи на внутренней стороне конверта второй лист А4 можно покрасить в том же цвете что и края бумаги для письма и наклеить с помощью обычного бумажного клея. После нескольких минут когда клей подсохнет и закрепит бумагу на конверте, края цветной бумаги можно отрезать вдоль краев конверта. Для того чтобы загнуть уголки, необходимо сделать небольшие заметки посередине каждой из сторон квадрата. Соединив эти точки, образуется квадрат внутри квадрата. И уже по краям внутреннего квадрата необходимо согнуть уголки.


В любом косметологическом магазине можно найти твердый воск, который стоит дешево и отлично подойдет для имитации сургуча. Воск нужно расплавить на водяной бане. Поскольку воск обычно белого или молочного цвета, нужно добавить несколько грамм акварельной краски любого цвета. В этом случае в расплавленный воск было добавлено по несколько граммов трех цветов: коричневого, малинового и бордового. В результате воск приобрел темно-розовый цвет.



Обвязка шнуром и закрепление горячим «сургучом». Положив письмо в конверт, нужно шнуром обвязать конверт таким образом, чтобы сзади образовывался крест. Для этого шнур надо разрезать на две равные части, переплести друг с другом посередине и завязать концы в узелок на лицевой части конверта, где в дальнейшем и этот узел будет закреплен и горчим «сургучом». Предварительно необходимо приготовить пуговицу с рельефным рисунком, который отпечатается на поверхности застывшего «сургуча». Для того чтобы пуговица не прилипла к воску, необходимо ее смазать растительным маслом и надавить на разлитый сургуч после того, как он немного остынет после одной или двух минут. Для придания еще большего эффекта старина края конверта можно потереть маслеными пальцами.

Восковая печать великолепно подходит для украшения самодельных открыток и таких хобби как скепбукинг и декупаж. Для того, чтобы ее сделать понадобится острый нож, круглая деревянная палка (например кусок ненужной швабры) и приспособление для выжигания по дереву.

Придумайте какая картинка станет печатью. Это должна быть небольшая пиктограмма. Можно потренироваться, делая печати в виде несложных геометрических форм, например сердечка или звездочки. Интересной идеей будет производство печатью с собственными инициалами. Вы можете набрать их красивым рукописным шрифтом в программ Word (например Bookman Old Style).





Отшлифуйте поверхность деревянной палки так, чтобы она стала плоской и гладкой. Нарисуйте на бумаге или распечатайте с компьютера рисунок, подходящий по размеру к плоскости печати. Вырежете маникюрными ножницами или ножом для резки бумаги контуры рисунка. Вырезанным должно быть то место, которое вы планируете заполнить краской. Прижмите полученный рисунок к отполированной поверхности и закрасьте дерево простым карандашом через прорезанный трафарет. Возьмите прибор для выжигания и сделайте углубление на месте трафарета. После этого обработайте поверхность оливой, отмойте и оставьте на несколько часов просушиться. Печать готова. Чем более ровными и тонкими получились контуры рисунка, тем более красивым будет отпечаток. Немаловажно при создании печати подобрать воск яркого насыщенного цвета.

Как правильно наливать воск?

Зажгите фитиль свечи. Когда воск начнет плавиться, создайте из падающих капель восковую лужицу размером с печать. Дайте луже остыть примерно 15 секунд и прижмите к ней штамп. Чтобы печать не прилипла, перед этим окуните ее в оливковое масло и быстро протрите.

На современных конвертах использовать восковую печать не рекомендуется. Во-первых, ее маслянистая основа может оставить жирные пятна на бумаге и испортить письмо. Во-вторых она скорее будет способствовать расхождению конверта, склеенного современным способом, чем его сохранности. Существуют специальные восковые стержни, которые не оставляют разводов на бумаге.




Немного истории

Становление русской традиции восковой печати связано с именем Ивана III. Как раз в 15 веке во время его правления бумага получила широкое распространение и нуждалась в украшениях. Правители дружественной Сербии начали специально изготавливать кольца с печатями.

Считается что Иван, женившись на византийской принцессе Софье, заимствовал символику ее страны и после этого ввел в массовое употребление печати из воска с рисунком двуглавого орла. На лицевой стороне печати Ивана был изображен Георгий Победоносец, убивающий змея. Сейчас оба этих символа используются при производстве рублевых монет.

Печать Ивана III представляет собой один из первых самобытных рисунков, выполненных на воске за всю историю России. Впервые она была сделана из воска красного цвета с высокотехничным выполнением матрицы. Под рисунок стояла надпись "Иван божью милостью назначен русским князем".

Восковая печать великолепно подходит для украшения самодельных открыток и таких хобби как скепбукинг и декупаж. Для того, чтобы ее сделать понадобится острый нож, круглая деревянная палка (например кусок ненужной швабры) и приспособление для выжигания по дереву.

Придумайте какая картинка станет печатью. Это должна быть небольшая пиктограмма. Можно потренироваться, делая печати в виде несложных геометрических форм, например сердечка или звездочки. Интересной идеей будет производство печатью с собственными инициалами. Вы можете набрать их красивым рукописным шрифтом в программ Word (например Bookman Old Style).

Отшлифуйте поверхность деревянной палки так, чтобы она стала плоской и гладкой. Нарисуйте на бумаге или распечатайте с компьютера рисунок, подходящий по размеру к плоскости печати. Вырежете маникюрными ножницами или ножом для резки бумаги контуры рисунка. Вырезанным должно быть то место, которое вы планируете заполнить краской. Прижмите полученный рисунок к отполированной поверхности и закрасьте дерево простым карандашом через прорезанный трафарет. Возьмите прибор для выжигания и сделайте углубление на месте трафарета. После этого обработайте поверхность оливой, отмойте и оставьте на несколько часов просушиться. Печать готова. Чем более ровными и тонкими получились контуры рисунка, тем более красивым будет отпечаток. Немаловажно при создании печати подобрать воск яркого насыщенного цвета.

Как правильно наливать воск?

Зажгите фитиль свечи. Когда воск начнет плавиться, создайте из падающих капель восковую лужицу размером с печать. Дайте луже остыть примерно 15 секунд и прижмите к ней штамп. Чтобы печать не прилипла, перед этим окуните ее в оливковое масло и быстро протрите.

На современных конвертах использовать восковую печать не рекомендуется. Во-первых, ее маслянистая основа может оставить жирные пятна на бумаге и испортить письмо. Во-вторых она скорее будет способствовать расхождению конверта, склеенного современным способом, чем его сохранности. Существуют специальные восковые стержни, которые не оставляют разводов на бумаге.

Немного истории

Становление русской традиции восковой печати связано с именем Ивана III. Как раз в 15 веке во время его правления бумага получила широкое распространение и нуждалась в украшениях. Правители дружественной Сербии начали специально изготавливать кольца с печатями.

Считается что Иван, женившись на византийской принцессе Софье, заимствовал символику ее страны и после этого ввел в массовое употребление печати из воска с рисунком двуглавого орла. На лицевой стороне печати Ивана был изображен Георгий Победоносец, убивающий змея. Сейчас оба этих символа используются при производстве рублевых монет.

Печать Ивана III представляет собой один из первых самобытных рисунков, выполненных на воске за всю историю России. Впервые она была сделана из воска красного цвета с высокотехничным выполнением матрицы. Под рисунок стояла надпись "Иван божью милостью назначен русским князем".

Сегодня вы узнаете , уточню сразу, восковую печать . Она конечно нужна не многим, так как сейчас уже письма пишут многие в Интернете, но если вы очень сильно и непревзойденно хотите удивить свою драгоценную вторую половинку и окунуться в романтику, то такая восковая печать будет главным достоинством письма.

То, что нам понадобится для этой — изображено на картинке. В банке морилка, в стакане подсолнечное масло.

Теперь пошагово расскажу что и как делать, хотя все будет и так понятно с картинок.

1. Берем нашу деревянную заготовку, если она не гладкая оттаиваем ее наждачной.

2. Вырезаем из бумаги кружок, соответствующий деревянной заготовке. Сначала рисуем на нем то, что вы хотите видеть на своей печати, а затем тонким, острым лезвием вырезаем эту картинку. Это самая ответственная часть работы.



3. Прикладываем бумажное лекало к деревянной заготовке и обрисовываем карандашом.

4. Острым паяльником на деревянной заготовке выжигаем нарисованное.

5. Покрываем всю заготовку морилкой и наша восковая печать в домашних условиях готова.

6. Наливаем воск со свечки, желательно брать свечи с густым воском, в котором поменьше примесей.

7. Окунаем нашу печать в подсолнечное масло, для того что бы воск не прилипал.

8. И пока воск не растаял, ставим нашу печать.

Вот такие разновидности печатей у нас получаются.


Теперь вы можете отправлять письма с уникальной печатью древних времен, в письмах можно писать так же про уникальные поделки, такие как или . Творите чудеса своими руками!