Лирика бунина слова категории состояния в ней. Художественные особенности любовной лирики бунина. Вечное и преходящее в лирике Бунина

Тема природы – одна из главных тем в раннем творчестве И.А. Бунина. В пейзажной лирике поэт запечатлел особенности природы горячо любимого Орловского края. Многие стихотворения, посвященные природе, навевают воспоминания о красочных картинах И.Левитана («Бушует полая вода…», «Весенняя сказка», «Русская весна»). Бунин создал множество великолепных картин неяркой русской природы, наполненных любовью и восхищением. Осень, зима, весна, лето – в этом бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин впечатления и краски для своих стихов. Его пейзажи отличаются удивительной конкретностью и точностью описаний:

В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен, Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы....

Для пейзажной лирики И.А. Бунина характерно одухотворение природных явлений: А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая,

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля .

Олицетворение явлений природы дополняется написанием с заглавной буквы: И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

И неподвижно Ночь сидит Над тихим морем: на колено Облокотилася, – глядит

На валуны, где тает пена .

Почти все стихотворения молодого поэта – это неустанный гимн красоте и гармонии природной жизни. Одним из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина является мотив единения лирического героя с миром природы. Стихотворения, написанные в начале творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоею! .

Единство поэта с миром природы звучит и в его стихотворении "Оттепель": И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, – всё живое в мире Живёт в одной любви со мной.

Красота природы для Бунина – вечная ценность, поэтому мотив красоты также является лейтмотивным в пейзажной лирике:

А мир везде исполнен красоты.

Мне все теперь в нем дорого и близко: И блеск весны за синими морями,

И северные скудные поля... .

Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия .

Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга... Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой...

Иного нет счастья на свете .

Мотив счастья во многих ранних стихотворениях Бунина трансформируется в идею счастья. Так, лирический герой стихотворения «Вечер», размышляя, пытается понять, что же такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они или мечтают о нем, или ищут его в воспоминаниях. Но лирический герой делает открытие, что «счастье – всюду»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Ощущение красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано», что счастье – в душе человека: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» .

«Характерной чертой многих стихотворений пантеистической лирики Бунина является мотив восхищения Божественной красотой и гармонией природы» , , поэтому строки стихотворений Бунина порой звучат, подобно песнопениям, как, например, завершающая часть стихотворения «В костеле», в которой звучит обращение к Богу:

Дивен мир твой! Расцветает Он, тобой согрет,

В небесах твоих сияет Солнца вечный свет,

Гимн природы животворный

Льется к небесам...

В ней твой храм нерукотворный, Твой великий храм! .

Чувство тоски по счастью, гармонии и единству с природой – характерный мотив пейзажной лирики Бунина, развивающийся и в лирике 1900-х годов. Так, лирический герой стихотворения «Детство» испытывает счастье от воспоминания о детской открытости природе. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем. Стихотворение в мельчайших деталях передает красоту природы. Она вся пронизана мощью и величием. Лирический герой Бунина трепетно относиться к каждому проявления природы. Он все замечает, все запоминает, все сохраняет в сердце. Каждый, даже мимолетный ее образ полон для него непреходящего смысл. Стихотворение пронизано мотивами тепла, света, радости, ощущения родства с прекрасной природой. Солнечный свет словно смешался со смоляным ароматом и приобрел его запах:

…И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света .

Но пейзаж, который показывает нам Бунин – это еще и картина его души. Тесное общение с природой, понимание ее жизни делает человека молодым и счастливым.

В пейзажной лирике Бунин стремился запечатлеть красочное природное бытие во всем его полноте и многообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, олицетворений, метафор, максимальная насыщенность образной детали.

Список литературы

1. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1.– М.: Художественная литература, 1987.

2. Ковалева Т.Н. Моделирующая функция начала романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (опыт семиотического исследования художественного времени-пространства) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2002. №1. – С.54-55.

3. Ковалева Т.Н. «Все Тобой сотворено…»: пантеистическая лирика И.А. Бунина // Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – с. 35- 39.

4. Ковалева Т.Н. Типы художественного времени и их роль в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 14. 2016. – с. 354-376.

5. Пространство океана (моря) и его знаковый потенциал в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга» //Пер спект ивы р аз ви ти я со в р ем енных г ум ан итар ны х н а ук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-18.

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Лирика И. А. Бунина». Слайд 1.

Цели и задачи: ознакомить учащихся с поэтическим миром И. А. Бунина, выявить основные темы его поэзии, особенности поэтики стихотворений, совершенствовать навыки анализа лирического текста . (Слайд 2)

Слайд 3. Эпиграф:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.”
И. Бунин

Вступительное слово учителя. Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошёл в прекрасную плеяду поэтов Серебряного века.

"Я всё-таки... прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик» - говорил И. А. Бунин.

И.А.Бунин не примкнул ни к одному из литературных течений. В поэзии Серебряного века его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощрённость символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией.

Слайд 4. Стихи И. А. Бунина своеобразны. Это скорее рифмованная, определённым образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей. (Звучит стихотворение «Осыпаются астры в садах»).

Слайд 5. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд . В поэзии Бунина чётко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета.

Слайд 6. Бунин – верный хранитель пушкинской традиции . Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.

Слайд 7. Как и Тютчева , Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил.

Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному.

Слайд 8. Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение - одно из коренных свойств поэзии Фета , которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.

Новый материал. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА.

Пейзажная лирика.

Сообщение уч – ся. Пейзажная лирика характерна для поэзии И.Бунина на рубеже веков и является преобладающей во всём его творчестве.

Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

В пейзажной лирике более всего ощутимо отличие Бунина от поэзии символистов.

Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощрённость бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется обилием цветовых эффектов, а также потрясающей наполненностью звуковыми эффектами.

Слайд 9. Чтение отрывка из стихотворения «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Анализ.

Найдите тропы, помогающие поэту создать цветовой эффект (цветопись).

Найдите обонятельный образ . (Лес пахнет дубом и сосной).

Расслышать … шуршанье).

Слово учителя. Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности.

Стихи Бунина- это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация - печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая.

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шумит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льётся со степи волнами прохлада-
Медленно рдеет заря.

Описывать природу И.Бунин предпочитает в «пограничное» время суток: вечер, туманное утро…

Слайд 10.Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. Шекспир и Пушкин писали сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким, чистым кроем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Как вы понимаете последнюю фразу - “Всё во мне”?

(Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит её с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас»).

Подумаем над вопросами:

1. Определите тему стихотворения. Что его роднит со стихотворением «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»?

2. Какие образы стихотворения вас удивили и почему?

3. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?

4. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.

5. Объясните смысл строки: “Я вижу, слышу, счастлив...”

Слово учителя. Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма - “я”. Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.

Перед закатом набежало
Над лесом облако - и вдруг
На взгорье радуга упала
И засверкало всё вокруг.

Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша.

Слайд 11. В стихах Бунина нет темы города и отзвуков общественной борьбы. Он спешит увести читателя в поле, в лес, или любуется морским прибоем, или размышляет о суете жизни. Строки бунинской поэзии просты и проникновенны.

«Полевые цветы»

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

Тема России .

Сообщение уч – ся. Тема России ярко выражена на протяжении всего творчества поэта. В ней отразились ностальгия и философия Бунина. Он стремился прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи (народная мудрость) становятся стихами. Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос…

Слайд 12. «Родине» - стихотворение, представляющее одну из ведущих тем в поэзии Бунина – тему России.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ.

Какими эпитетами характеризует Бунин Родину? ( «усталой, робкой и

печальной»).

Каково отношение поэта к родине? ( Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все её проблемы. Родина нищая, голодная, но любимая.)

Найдите метафору, определите её роль. ( Метафора «Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно больному ребёнку – один из самых щемящих и пронзительных образов.)

Слайд 13. Определите тему и идею стихотворения «У птицы есть гнездо».

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

(Тема бездомности, чужбины и тоски по родине.

Идея - оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.)

Философская лирика

Сообщение уч – ся. Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. Бунин - великий жизнелюб. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает своё одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени.

Слайд 14.

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Каковы тема и идея стихотворения?

(Тема: стихотворение о неотвратимости смерти. Идея: смерть - это совсем не конец, не катастрофа: пусть человек и исчезнет, но весь Мир будет существовать, такой же вечный и прекрасный.

Какие эмоции вызывает? (Эмоции: печаль и надежда.)

Определите роль образа бабочки. (Роль образа бабочки: в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей, которые будут жить и работать после (круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив).

Слайд 15 (аудио). Бунин учился у Тютчева претворению отвлечённой мысли в художественный образ, в котором отражал философские мотивы в бытовых соответствиях. У своего же учителя Бунин подхватил родственную идею о замкнутости человека в себе самом.

. ...Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть -
И чем же? - одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Слайд 16. Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
(Иван Бунин, 1918)

Как решается философская проблема человеческого счастья в этом стихотворении И.А. Бунина?

(Счастье, по мнению Бунина, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья...

Счастье - это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.

Счастье - в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка...)

Что слышите вы в полисиндетоне (многосоюзие) начала стихотворения?

(Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье.)

Вы верите, что лирический герой был счастлив в “жизни земной”? Почему?

(Искренность его чувств передаётся не словами, чувства переполняют его:

И от сладостных слов не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
)

Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья... О каком ещё чувстве мы не сказали?

(О чувстве благодарности Творцу.

Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже - проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства - воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев.

Человек, любящий природу, понимающий её красоту, - счастливый человек.)

Тема поэта и поэзии.

Слово учителя. Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить своё предназначение, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Муза Бунина – природа, потому он больше пишет именно о ней, а тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.

Слайд 17. «Поэту»

В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьётся из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Верёвку к верёвке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, обронённый в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь -
И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.

К чему призывает поэта Бунин?

Любовная лирика.

Слово учителя. Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз.

Я к ней вошёл в полночный час.
Она спала, - луна сияла
В её окно, - и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,-
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь её во сне.

Чтение наизусть стихотворения уч – ся:

Слайд 18.

Я – простая девка на баштане,
Он – рыбак, весёлый человек.
Тонет белый парус на Лимане,
Много видел он морей и рек.

Говорят, гречанки на Босфоре
Хороши… А я черна, худа.
Утопает белый парус в море –
Может, не вернётся никогда!

Буду ждать в погоду, в непогоду…
Не дождусь – с баштана разочтусь,
Выйду к морю, брошу перстень в воду
И косою чёрной удавлюсь.

Чем это стихотворение отличается от ранее прочитанных? Какие эмоции вызвало?

Интимная лирика И.Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. Вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтики Бунина. Лирический герой расстаётся со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви, не получившая широкого воплощения в поэзии Бунина, была продолжена им в прозе.

Слайд 19. «Одиночество» (аудио).

Слайды 20 - 21. Вопросы для написания сочинения – анализа стихотворения «Одиночество».

    Как тема стихотворения «Одиночество» отражает общественную позицию автора?

    Какую форму выбирает И. Бунин для своего стихотворения? Как это отражает авторский замысел?

    Проведя параллель между природой и героем, определите характер взаимосвязи между ними.

    Как синтаксические и лексические средства помогают поэту выразить внутреннее состояние героя?

    Понаблюдайте над тропами и определите причину их скупости.

    Чем интересна рифма стихотворения, как она связана с формой?

    Как меняется эмоциональный строй стихотворения от начала стихотворения до конца?

    Сочетание каких стихотворных размеров присутствует в стихотворении? Чего добивается автор благодаря этому?

    Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Какие строфы наиболее ярко подчёркивают это?

    Найдите кульминационные строки. Как они отражают основную идею стихотворения?

    Какую функцию выполняют глаголы?

    В чём оригинальность концовки стихотворения? Какой троп здесь присутствует и как это характеризует лирического героя?

Домашнее задание: напишите сочинение «Анализ стихотворения А. А. Бунина «Одиночество».

Слайд 22. Закрепление. Определите особенности поэтики стихотворений Бунина.

(1.сохранение традиций поэзии мастеров 19 в.

2.чёткость и «меткость» подбора эпитетов

3.простота и естественность поэтического языка

4.приемы:

  • звукопись

    цветопись

    оксюморон

    «три эпитета» - приём подбора трёх последовательных эпитетов, достаточно полно характеризующих образ

    олицетворение

    метафора

    высокая лексика библейских цитат (для философской лирики)

5.экзистенциальные мотивы).

Слайд 23. Вывод.

Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем “осинников поблекший аромат”, чувствуем “лугов прохладное дыханье”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”...

В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, “беспечно иволги болтают”...

А ещё мы непременно услышим “гул молотилки на гумне”, “стук валька и топора, шум мельницы”...

Счастье, по мнению Бунина, - это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь “счастье только знающим дано”.

Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту - и быть счастливым

Поэзия И. Бунина - “родник, живой и звонкий”, “живая вода”...

Использованные ресурсы:

1.И. А. Бунин - Стихи

2.Айхенвальд Ю. И. « Иван Бунин»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

ПОЭЗИЯ БУНИНА

И.А.Бунин не примыкал ни к одной из литературных групп. В поэзии «серебряного века» его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощренность символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией. Известно его высказывание о том, что в творчестве поэтов конца ХIХ – начала ХХ века «исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, благородство, прямота». В полной мере пять этих основных составляющих подлинной поэзии относятся и к творчеству самого Бунина. К этому необходимо еще прибавить лаконизм и самобытность его поэзии. Бунина мало коснулись модернистские течения, он остался в стороне от модных декадентских журналов, всегда был чужд изысканной нарядности, вычурности и крайностей. Он – верный хранитель пушкинской традиции. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА
    Пейзажная лирика .
Характерна для поэзии И.Бунина на рубеже веков и является преобладающей на всем творчестве И.Бунина.Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глуши ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности. Описывать природу И.Бунин предпочитает в «пограничное» время суток – вечер, туманное утро. Более всего отличие Бунина от поэзии символистов ощутимо в пейзажной лирике. Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощренность бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется зрительностью и обилием цветовых эффектов, а так же потрясающей наполненностью звуковыми эффектами. Чаше всего автор использует образы неба, степи, звезды. Звезды в лирике И.Бунина – это прежде всего таинственные небесные письмена, предрешающие земные судьбы. Не менее часто поэт обращается к образам животных.
    Тема России.
Ярко выражена на протяжении всего творчества. Ностальгия и философия Бунина отразилась в этой теме. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, придания, притчи – народная мудрость становятся стихами. «Родине» - стихотворение, представляющее одну из ведущих тем в поэзии Бунина – тему России. Оно, несмотря на то, что написал его сравнительно молодой поэт (21 год), чрезвычайно характерно для всего последующего творчества лирика. Три эпитета о Родине – «усталой, робкой и печальной» - это характеристика России во многих его стихотворениях. Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все ее проблемы и акцентирует внимание на них в своих лирический произведениях. И в отдельных стихотворениях он резко говорит о родной стране – нищей, голодной, но любимой. Раскрытие метафоры «Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно-больному ребенку – один из самых щемящих и пронзительных образов.Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос – истинно русская природа на взгляд автора.
    Философская лирика .
Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. В своих стихотворениях Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося на просторах Вселенной. Вечное (это природа и красота) в изображении Бунина не враждебно временному, оно сплетено из нитей временного. Бунин поет не небо, а вечное стремление земли к небу. Вечность, единая гармония, красота, Бог – неизменные ценности для Бунина. Чувство меры помогло ему слить в гармоническое целое мечту о вечном и интерес к временному, стремление к небу и любовь к земле. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает свое одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени. Одним из направлений философской лирики И.Бунина стали стихотворения, посвященные Богу. Бог явлен как Любовь – тепло, свежесть, свет. Атмосфера тишины – возможность слышать Бога. Среди всеобщей темноты единственный носитель света – божественное. Поэзия характеризуется использованием библейских мотивов. Используются мотивы: смерти, скорби, одиночества, тишины, тяжести пути к истине, библейские мотивы и др.; нередко использование пафоса инвективы.
    Линия поэта и поэзии .
Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить предназначение себя, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Автор не противопоставляет поэта толпе, призывает не потерять дара слова, причем этот дар по Бунину – алмаз, данный человеку Богом. Муза Бунина – природа. Потому он больше пишет именно о ней, и тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.
    Любовная лирика .
Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:Я к ней вошел в полночный час. Она спала, - луна сияла В ее окно, - и одеяла Светился спущенный атлас… Интимная лирика И.Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. И вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтике Бунина. Концепция любви Бунина воплощается и в его стихотворениях. Лирический герой расстается со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви в поэзии Бунина не получила достаточно широкого воплощения, и автор продолжил ее в прозе.
СПЕЦИФИКА ПОЭТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А.И.БУНИНА
Поэтика зрелого Бунина-стихотворца – это последовательная и упорная борьба с символизмом. Почерк Бунина-поэта – чеканный, четкий, рисунок – сжатый и сосредоточенный, манера – сдержанная, почти холодная. Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В стихах Бунин поет красоту и покой, отсюда ориентация на классическую поэтику.В поэзии Бунина четко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Ранняя лирика носила подражательный характер. Бунин, как и Пушкин, видит в жизни разные тенденции, вступающие между собой в противоборство, и пытается вскрыть эти противоречия. Как и Пушкин, он эмоционально сближается с природой, считает, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и темных сил. У Фета же Бунин перенял направленность на изображение неуловимых, загадочных и не вполне ясных ощущений, навеваемых природой, созерцанием прекрасного. Одна из основных стилистических тенденций творчества Бунина: нанизывание слов, подбор синонимов, синонимических оборотов для почти физиологического заострения впечатлений читателя (решение в пользу задач натурализма). Его стихотворения – это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Характеристика поэтической детали И.Бунина: четкая зрительность, видимость, отчетливая картинка. Поэзия Бунина в целом строга и эмоционально сдержана. В ней крайне редко встречается лирический герой, лирическое «я». Непосредственное чувство передоверяется персонажу.В общем, поэтика Бунина-стихотворца характеризуется:
    сохранением традиций поэзии мастеров 19 векачеткость и «меткость» подбора эпитетовпростота и естественность поэтического языкаприемы:
    звукописьживопись (цветная)оксюморон«три эпитета» - прием подбора трех последовательных эпитетов, достаточно характеризующих образолицетворениеметафоравысокая лексика библейских цитат (для философской лирики)
    экзистенциальные мотивы
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.А.БУНИНА «ПЕТУХ НА ЦЕРКОВНОМ КРЕСТЕ»
Петух на церковном кресте. Плывет, течет, бежит ладьей,И как высоко над землей!Назад идет очень мелкий небосвод,А он вперед – и все поет.Поет о том, что мы живем,Что мы умрем, что день за днемИдут года, текут века –Вот как река, как облака.Поет о том, что все обман,Что лишь на миг судьбою данИ отчий дом, и милый друг,И круг детей, и внуков круг,Что вечен только мертвых сон,Да божий храм, да крест, да он. Центральный образ стихотворения – петух – существует одновременно в разных смысловых реалиях: конкретной, религиозной, символической, литературной. Петух – архитектурная деталь католической церкви. Конкретный мир ярко обозначен в названии стихотворении. Песня петуха превращает зарисовку в философское раздумье, близкое по своей спокойно-печальной интонации к элегии. Актуализируются отвлеченные значения центрального образа. В христианской традиции петух – символ света и возрождения, символ борьбы с духовным невежеством. Семантика образа сближает петуха с такими символами христианства, как крест и храм. Стихотворение И.А.Бунина проникнуто печалью и даже безнадежностью. Для лирического героя не только тело бренно, но и душа не знает воскресения: Что вечен только мертвых сон…
Строка, где утверждается вечность смерти, ее победа над человеком, - смысловая противоположность последней строки, где можно усмотреть христианскую символику возрождения жизни. Центральному образу наименование дано только в заглавии: петух. Далее это слово опускается или заменяется местоимением он . Строфы начинаются с неполных предложений, что придает некоторую расплывчатость и даже таинственность.Для И.А.Бунина петух в стихотворении – символ времени. Тема власти времени – основная в произведении. Ей подчинена вся композиция, которая распадается на 2 блока: описание петуха и песня петуха. Песня состоит из трех миничастей.
    "время" (строки 5-8)"мгновенное" (строки 9-12)"вечное" (строки 13-14).
Композиционная антитеза "мгновенное - вечное" подкрепляется антонимами назад – вперед, живем – умрем, века – миг. Соотношение между частями: 1 – общее, а 2 и 3 – частное; темы второй и третьей частей соотносятся как противоположные (человек смертен – время вечно).В первой половине (первые пять строк) время – непрерывно меняющееся. Движение – сущность времени. Это явление создается преимущественным использованием глаголов (10 из общего числа – 11). Вторая половина песни петуха – статична; здесь сосредоточена большая часть всех существительных. На первый план выступает тема незыблемости и величия времени. Вечность – это одновременно начало и конец всего. Данная идея выражается в архитектонике произведения: оно построено на основе кольцевой композиции"Петух на церковном кресте" – "Да божий храм, да крест, да он" Стихотворение написано в форме так называемого "шекспировского" сонета: три катрена и итоговые два стиха. Четырехстопный ямб и парные мужские рифмы создают предельно простой ритм и музыкальность стихотворения. Внутренние рифмы (плывет – течет – идет – небосвод – вперед - поет ) тоже являются частью этой музыки. Наиболее выразительны повторы гласных: 26 ударных [о] и 8 [а]. Гармония формы как бы сглаживает противоречия содержания. Широкое использование однородных членов предложения – важная особенность стихотворения. Неполные предложения также структурируют композицию, придают поэтической речи живость, естественность и непринужденность.
Библиография:
    «Воскресная школа» №45 дек. 1999г. ст. «Религиозные аспекты символизма в поэзии И.А.Бунина» А.Смоленцев; стр.10-11,«Русская речь» №5, 1999г. ст. «Традиции русских классиков в поэзии И.А.Бунина» Т.А.Иванова; стр.18-28«Литература в школе» №2 1996г., В.А.Аксенова«Русская словесность» №4, №6 2002г.«Литература», №44, 1999г.; стр.4«Литература», янв. 2003г.; стр.12«И.А.Бунин. Жизнь и творчество» Л.А.Смирнова; изд. М., Просвещение «Русский язык» №4, июль – август 2002 г. Шиленко О.В.; стр. 62-67 www. neuch .ru
«Листопад», «Догорел апрельский светлый вечер…», «В степи», «Октябрьский рассвет» «Не видно птиц. Позорно чахнет…», «Могилы, ветряки, дороги и курганы…» «Плеяды», «Ночь», «Сириус» «Кондор», «Змея» «Одиночество», подобрать стих-я «Канун Купалы», «Христос воскрес! Опять с зарею…», «За все тебя, Господь, благодарю!» «Долина Иосафата», «Иерусалим», «На пути под Хевроном», «Гробница Рахили» «Поэту» "Перед закатом набежало…", "Мы встретились случайно, на углу… " Работа с текстами стихотворений «Листопад», «Родина», «Ночь и даль седая…», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово». Анализ художественных приёмов с опорой на выполнение интерактивных заданий. (В процессе разбора стихотворения вводятся новые термины, повторяются известные) – Повторение понятия антитеза. Лексическая и композиционная антитеза. Важно показать, что антитеза может проявляться на всех уровнях стихотворения: смысловом, композиционном, языковом, эмоциональном. – Сопоставьте состояние лирического героя стихотворения «Шумели листья, облетая…» с настроением, созданным описанием осеннего леса. Какое противоречие возникает и как его объясняет сам автор? (Описание осеннего леса создает тревожное и печальное настроение: лес страшится предстоящей гибели, «воет» – плачет. А лирический герой не понимает, что страшного в осеннем гуле и «пляске» листьев. Ему весело кружиться вместе с ней. Это объясняется тем, что лирический герой ребёнок – он «был мал». Так детям недоступно осознание смертности и предчувствие конца. Жизнь кажется им долгой, если не вечной, поэтому и шум осенних листьев вызывает у него не грусть, а «радостно-безумный» восторг.) – Как вы думаете, какое дополнительное смысловое значение вкладывает автор в образ горящего и потухающего костра в стихотворении «Огонь»? Каким образам и почему он его противопоставляет? Свой ответ поясните. – Какие художественные приёмы встречаются в стихотворении «Огонь»? можно ли назвать всё стихотворение развёрнутой метафорой? – Сделайте вывод о цветописи в лирике Бунина. – Как вы думаете, почему в стихотворении «Ночь и даль седая…» можно говорить не о цветописи, а о светописи? Попробуйте дать свое определение этого художественного приёма. – Перечитайте стихотворение «Ночь и даль седая…». С помощью каких деталей создаётся образ тишины. – Обратите внимание на особенность эпитетов в стихотворении «Родина». Какого художественного эффекта достигает поэт? (Составные эпитеты («мертвенно-свинцовый», «молочно-синий») характерны для поэзии Бунина: одна часть обычно описательная, другая – оценочная. Подобные эпитеты встречаются в лирике Ф. И. Тютчева.)

В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе.

Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни:

Грустно видеть, как много страданья,

И тоски, и нужды на Руси!

С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, свою оригинальную манеру. Многие стихотворения отразили состояние души молодого Бунина, его внутренний мир, тонкий и богатый оттенками чувств. Умная, тихая лирика была похожа на разговор с близким другом, но поражала современников высокой техникой и артистизмом. Критики в один голос восторгались уникальным даром Бунина чувствовать слово, его мастерством в области языка. Множество точных эпитетов и сравнений почерпнуто поэтом из произведений народного творчества – как устных, так и письменных. К. Паустовский очень ценил Бунина, говоря, что каждая его строка четкая, как струна.

Начинал Бунин с гражданской лирики, писал о тяжелой жизни народа, всей душой желал перемен к лучшему. В стихотворении «Запустение» старый дом говорит поэту:

Я жду веселых звуков топора,

Жду разрушенья дерзостной работы,

Я жду, чтоб жизнь, пусть даже в грубой силе,

Вновь расцвела из праха на могиле.

В 1901 году вышел первый поэтический сборник Бунина «Листопад». В него вошла и поэма с одноименным названием. Поэт прощается с детством, миром мечтаний. Родина предстает в стихотворениях сборника в замечательных картинах природы, вызывающей море чувств и эмоций. Образ осени – наиболее часто встречающийся в пейзажной лирике Бунина. С него начиналось поэтическое творчество поэта, и до конца жизни этот образ золотым сиянием освещает его стихи. В поэме «Листопад» осень «оживает»:

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

А. Блок писал о Бунине, что «так знать и любить природу мало кто умеет», и добавлял, что Бунин «претендует на одно из главных мест в русской поэзии». Богатое художественное восприятие природы, мира и человека в нем стало отличительной чертой и поэзии, и прозы Бунина. Горький сравнивал Бунина-художника с Левитаном по мастерству в создании пейзажа.

Бунин жил и работал на рубеже XIX–XX веков, когда в поэзии бурно развивались модернистские течения. Многие поэты занимались словотворчеством, искали необычные формы для выражения своих мыслей и чувств, чем иногда шокировали читателей. Бунин же оставался верен традициям русской классической поэзии, которые развивали Фет, Тютчев, Баратынский, Полонский и другие. Он писал реалистические лирические стихи и не стремился к экспериментам со словом. Богатств русского языка и событий действительности вполне хватало поэту.

В стихах Бунин пытался найти гармонию мира, смысл существования человека. Он утверждал вечность и мудрость природы, определял ее как неиссякаемый источник красоты. Жизнь человека у Бунина всегда вписана в контекст природы. Он был уверен в разумности всего живого и утверждал, «что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».

Пейзажная лирика постепенно становится философской. В стихотворении для автора главное – мысль. Теме жизни и смерти посвящено множество стихотворений поэта:

Пройдет моя весна, и этот день пройдет,

Но весело бродить и знать, что все проходит,

Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,

Покуда над землей заря зарю выводит

И молодая жизнь родится в свой черед.

Примечательно, что, когда в стране уже начались революционные процессы, они не нашли отражения в стихотворениях Бунина. Он продолжал философскую тему. Ему важнее было знать не что, а почему то или иное происходит с человеком. Поэт соотносил проблемы современности с вечными категориями – добра, зла, жизни и смерти. Пытаясь отыскать истину, он в своем творчестве обращается к истории разных стран и народов. Так возникают стихи о Магомете, Будде, античных божествах. В стихотворении «Саваоф» он пишет:

Мертво звучали древние слова.

Весенний отблеск был на скользких плитах -

И грозная седая голова

Текла меж звезд, туманами повитых.

Поэт хотел понять общие законы развития общества и отдельного человека. Он признавал земную жизнь лишь отрезком вечной жизни Вселенной. Отсюда возникают мотивы одиночества, судьбы. Бунин предчувствовал катастрофу революции и воспринимал ее как величайшее несчастье. Поэт пытается заглянуть за грань реальности, разгадать загадку смерти, мрачное дыхание которой ощущается во многих стихотворениях. Чувство обреченности вызывают у него разрушение дворянского уклада жизни, обнищание и разрушение помещичьих усадеб. Несмотря на пессимизм, Бунин видел выход в слиянии человека с мудрой матерью-природой, в ее покое и вечной красоте.