Как управлять материей с помощью силы воли, мысли и подсознания? Воля - состояние духа нашего Сила воли и волевая регуляция

Именно сила воли заставляет нас двигаться вперед и становиться лучше. Это она не позволяет нам бесцельно лежать на диване за просмотром очередного сериала. Именно сила воли помогает нам вовремя справляться с непосильными задачами и отказываться от вредных привычек.

Но современная наука говорит, что, оказывается, ежовые рукавицы – не лучший путь к тому, чтобы стать волевым человеком.

Рациональность и самоконтроль

Существует парадокс ограниченной рациональности. Это значит, что все мы очень умные и рациональные только до тех пор, пока не приходится действовать. Когда доходит до дела, мы забываем абсолютно все. Сила воли не срабатывает. Почему так происходит – до сих пор не известно, но это научный факт. Как раз в основе большинства «срывов» и лежит этот парадокс.

По каким причинам страдает сила воли

Существуют состояния, во время которых контролировать себя очень тяжело, и сила воли оказывается равна нулю. К ним можно отнести состояние алкогольного опьянения (даже слабого), усталость и сонливость. Особую же опасность представляет собой состояние стресса. Дело тут в том, что состояния стресса и самоконтроля являются диаметрально противоположными. Вот почему в состоянии стресса люди зачастую делают то, что нельзя: едят или пьют запретные продукты, садятся за видеоигры или отправляются за покупками.

Взаимосвязь здоровья и силы воли

Научно доказано, что излишний самоконтроль снижает иммунитет, что, в свою очередь, ведет к потере вообще всякого контроля – ведь организму приходится бороться за выживание. Чтобы избежать таких неприятных последствий, определите приоритетные направления, в которых без силы воли никак не обойтись, а остальные сферы оставьте свободными. Не загоняйте себя в слишком жесткие рамки.

О вреде самоконтроля

Иногда самоконтроль может быть не только не на пользу, но и во вред. К примеру, когда человек перестает чувствовать удовлетворенность жизнью потому, что он делает только рациональные вещи и совсем не имеет времени на вещи приятные и спонтанные. Человеку надо в первую очередь прислушиваться к себе и учиться отличать истинные желания от просто очередной блажи. Так что отложите спонтанную, но такую желанную вещь на какое-то время и, если ваш организм не успокоился, вернитесь и сделайте ее: выспитесь, съешьте кусочек шоколада или купите уже наконец эти туфельки.

Начало воли

Читатель, если он внимателен, может спросить меня: «Почему из рассмотрения проблем Этики вообще выпала такая категория, как воля ?». Объяснение этому достаточно простое: воля пока что почти не относится к Этике.

Воля – понятие в настоящий момент эволюции не этическое, а чисто критериологическое . От нашего развития зависит, перейдёт ли воля из категорий, малоуправляемых и совсем неуправляемых процессов со стороны сознания человека, в категорию хорошо управляемых процессов по критериям Этики.

Все этические понятия берут своё начало в Бесконечном Источнике Любви, а воля пока что начинается с напора Бесконечного Первоисточника Жизни. Если направление жизненного устремления человека совпадает с направлением этого напора, то воля человека усиливается. Если не совпадает, то ослабевает.

Традиции

В физике подобное совпадение отражает синхронизацию со временем процессов исследуемой структуры – на атомном или субатомном уровне, в микро или макромире.

Именно это и дало право Шопенгауэру создать метафизику всеобщей воли. Современным физикам это даёт право уже установившиеся теоретически и в целом модели мира постоянно достраивать крайне нелогичными моделями в старом измерении, то есть расширять логику физики.

Спиноза связывал волю с душой и говорил: «Хотение души есть её воля. Под волей я разумею способность утверждения или отрицание, а не желание…». Однако, это явная ошибка. Ибо способность утверждения или отрицания относится к сравнению и оценке, то есть к критериальным и этическим основам личности.

Управление волей

Душа имеет возможность отклонять в разные качественные стороны вектор всех своих действий, ибо она постоянно оценивает каждое действие. Происходит регулирование усилия и качества. Но душа не имеет напора, через который проявлялись бы её характеристики.

Таким напором и является воля, которая представляет собой не иррациональную сущность, как о том твердили Кант, Шопенгауэр и Ницше, а вполне детерминированную , рациональную силу, слепо подчиняющую действию главенствующего критерия все ресурсы организма – внутренние и внешние.

Чисто кибернетически воля как бы не имеет явной обратной связи или же имеет её, но в очень небольших пропорциях. Воля, как правило, не подстраивается, не корректируется непосредственно. Она может управляться опосредовано либо за счёт уже установленного и чёткого смысла высокого или высшего уровня, либо же за счёт прямого воздействия на уровень суггестии сознания с целью переориентации его на внушаемый критерий.

Определение

Воля человека – это сила Потоков Жизни, Разума, Любви и Духа вместе, проявляющаяся в организме человека путём отстаивания своей доминанты даже в ущерб целостности и вопреки здравому смыслу через принятый человеком или навязанный ему критерий .

Воля к жизни в организме любого живого существа, будь то человек или животное, выражает действие глобального критерия – его силу и его качества – через действие доминирующего критерия в настоящий момент времени.

Доминанта и целостность

Психологическая доминанта и есть самое яркое отражение действия доминирующего в определённый момент времени критерия через волю.

Только воля проявляет смысл или бессмысленность применения в его действии того или иного критерия.

Казалось бы, воля и целостность организма связаны однозначно. Однако, для самоубийства необходима достаточно большая воля. Есть ли в этом противоречие? И да и нет. Ибо волевой акт, как я только что сказал, – это отражение напора одновременно действующих Потоков Бесконечных Источников. Применяемый при этом доминирующий критерий может так перераспределить ресурсы организма, в том числе и его сознания, что критерий самоубийства подавит действие всех остальных критериев.

Целостность же – это состояние организма в целом, отражающее степень подчинённости организма его критерию, выбранного им за глобальный.

При самоубийстве таким глобальным критерием может выступать некий общественно значимый критерий, который низводит личность до незначимой и который полностью затормозит действие положительного личностного критерия. Воля из-за этого переориентирует сознательные и душевные ресурсы человека на этот общественный критерий.

Власть, общество и самооценка

Идея Ницше о том, что воля есть, по сути, лишь воля к власти , согласно критериологическому анализу, вполне оправдана. Ибо под властью, если говорить о личности человека, необходимо считать проявление действия доминирующего критерия, что во внутреннем мире личности относится к доминированию в нём его, соответствующей этому критерию, субличности.

Модель общества – это фактически полное отражение модели поведения субличностей в личностном поле человека. Поэтому и власть в обществе и в общественных структурах является всё той же властью личности, при которой доминирование какого-либо критерия налицо. Ибо личность – это, прежде всего, работа ярко выраженного критерия.

Воля всегда может быть стимулирована поддержкой близкого человека, точно так же, как и разрушена его сомнениями или пренебрежением. Ибо близкий человек очень сильно влияет на изменение оценок в критериально-оценочном поле личности.

Человек, стремящийся к власти всегда обладает вполне определённым качеством – своей значимостью , то есть повышенной самооценкой на фоне других людей, окружающих его. Поэтому лидерами становятся люди, в которых преобладание повышенной самооценки над качествами и свойствами ума и души просматривается явно.

Происходит это потому, что высокая самооценка всегда включает такие критерии в сознании человека, которые позволяют ему реализовывать в его жизненном пространстве его усиленный поток воли и, таким образом, осуществить ему более быстрый выход в качественный оптимум удовлетворения. Ибо этот оптимум достигается только тогда, когда человек соединяет идущий через него поток воли со своими усилиями в том же направлениями.

Управление величиной и направлением вектора воли – задача самовоспитания Человека Будущего и общества в рамках Этики.

Воля на волю. Агрессия и Любовь

Миф воли

Воля - это осознаваемое или неосознаваемое проявление действия того или иного критерия как живого существа.

Можно написать толстые книги о проявлениях агрессии и связать их с другими проявлениями жизни. Но никогда не удастся понять причину агрессии без анализа воздействий на сознание в целом природных критериев, входящих в противоречие с принимаемыми людьми критериями. Идея врождённости агрессии – это миф, придуманный от незнания.

Воля всегда призвана давить и ломать , даже там, где она объединяет, ибо без разрыва прежних связей не создашь новые объединительные.

Воля чаще всего пробивается через сущности общеклеточного сознания, через субличности сознания, которые, в свою очередь, отражают работу соответствующего природного критерия. Как правило, эти критерии сами по себе не проявлены. Вспомним: критерий стягивает ресурсы Жизни к выбранному им или за него объекту. Таким объектом может быть и бывает любая идея Природы, которая и становится живой сущностью общеклеточного сознания.

Направления воли

Можно выделить три главных направления действия воли в человеке, проявляющиеся через его стремления: к вершине главного критерия - к Богу или к дьяволу, - к личной любви и к сохранению своей целостности как требования свободы поведения в жизненной среде. Причём, воля в любом этом стремлении может проявляться как позитивно, созидательно, так и негативно, разрушительно, в зависимости от знака направления воли, то есть в виде Бога или дьявола, любви или ненависти, целостности или распада.

Смена главного критерия

Смена главного критерия личности по каким-либо причинам всегда приводит к переориентированию ресурсов личности и её устремлённости, мотивации. Дьяволизм – это реальная сила реальной воли.

Личная любовь

Работа критерия личной любви приводит к появлению привязанности к объекту любви, к психической и душевной тяге, которая, являясь в некоторой степени наркотиком, мешает личности проявлять качества целостной структуры.

Осознание подобного явления привязанности может вызвать в личностном сознании человека, наделённого высокой степенью свободы как отражением личностной целостности, инверсию критерия личной любви и стать началом работы инвертированного критерия на разрушение любви.

Но не только явное осознание привязанности может включить в работу негативный критерий, но и естественный алгоритм оценки , существующий и функционирующий в подсознании и предсознании независимо ни от чего.

Несколько критериев

Иногда в некоторых личностях можно наблюдать яркую картину сосуществования нескольких критериев почти одновременно, когда переключение их работы в личности происходит почти мгновенно как в одну, так и в другую сторону. В таких случаях сущностные ядра личности, или её субличности, могут отличаться друг от друга даже противоположным образом.

Например, критерий личностной свободы и критерий личной любви чаще всего являются антагонистами, если личность сильна и одинока, а явного подчинения Богу у неё не наблюдается. Тогда место Бога в ней оказывается вакантным в принципе и на него начинают претендовать все явно выраженные критерии. Отсюда сумятица души и постоянные сбои в ориентировки жизненных интересов – то ли на любовь, то ли на свободу.

Противоборство воль

Аналогичное этому явлению можно наблюдать при противоборстве воль двух или нескольких человек, когда в их общем критериальном пространстве не проявлен доминирующим единственный высший критерий. В этом случае проявляется простое и полное подчинение воли одного человека воле другого.

Отношения воль

Подчинить чью-либо волю означает навязать другому человеку идею полного присвоения его первым с отказом второго от своей собственной воли. Это вариант чисто материального присвоения.

Если второй человек сопротивляется при этом в процессе взаимодействия их воль, то естественным путём возникает агрессия . Её появление однозначно говорит о том, что эти двое не выработали до своего взаимодействия на волевом уровне общей объединительной высшей идеи .

Этот пост расскажет о бесконечной силе воле, мысли и подсознания. Не останавливайтесь в своем развитии. Все время идите дальше. И тогда Вы почувствуете, что жизнь повернется к Вам совершенно иной стороной, Ваша сила увеличится, а возможности многократно возрастут. Возможности человека ничем неограниченны! Лишь ограниченный разум, делает нас подвластными существами. Вы куда более величественная Личность, чем та, за которую себя принимаете. Ваша задача – научиться входить в состояние единого потока. Развивайте силу воли, силу мысли и подсознания и Вы многократно увеличите свои способности…

За прошедшие десять лет, мир науки претерпел огромные изменения. В прессе и научной литературе все более и более прослеживаются признаки новой эры – эры подсознательного мышления. Такой образ мышления даст все, чего пожелаешь. Вы обладаете бесценным сокровищем и обязаны его использовать.

Что же это за сокровище?

Вы сами и являетесь этим сокровищем, этим богатством и загадкой, которую Вам еще предстоит разгадать. Ваше подсознание, хранит память всех предыдущих поколений! И поэтому вся космическая информация, находится у Вас в «в кармане”, ее только нужно достать из скрытых архивов памяти.

Подсознание, воля и мысль могут все!

В подсознании есть все необходимые ресурсы, и механизмы, с помощью которых осуществляются все мысли и намерения. Мысль и воля материальны. Данный факт доказан в научных лабораториях. Был определен точный вес мысли и ее форма.

Как взвесили мысль?

Человека клали на сверхточные электронные весы и взвешивали его в различных состояниях сознания, наблюдая при этом, режим электроволновой активности мозга, с помощью электроэнцефалограммы головного мозга. Так доказали, что при интенсивной визуализации, какой-либо яркой мысли – вес человека в ничтожной степени увеличивается и напротив, в состоянии транса или безмыслия – вес тела уменьшается.

Сенсация в мире фото!

Фотолаборатории, на Западе и в России, уже научились делать снимки мыслей, в цветном режиме. Они определили, что каждая мысль имеет свою форму и цвет. Негативные мысли имеют уродливые формы и темные цвета, а положительно заряженные мысли наделены привлекательной и гармоничной формой, светлыми, яркими тонами. Это доказывает существование более тонкой материи, чем та, которую мы можем видеть своими собственными глазами. Из чего же соткана тонкая материя?

О виртуальных фотонах

Из особых частиц, под названием, виртуальные фотоны. Это очень интересная и необыкновенная субстанция, которая перевернула всю научную концепцию. Дело в том, что виртуальные фотоны – это такие частицы, которые имеют голографическую визуальную внешность, но которых в действительности нет.Некоторые крупные научные круги начали «копать” в этом направлении и моментально обрели множество противников, во всей мировой, научной диаспоре.

Почему это, так взволновало научные круги?

Потому, что эти исследования, подвергли сомнению, всю прежнюю картину реальности и мироздания. Ту которую, до сих пор, преподают во всех мировых школах, колледжах и ВУЗах. Вдумайтесь, все во что верили несколько столетий подряд, что подавалось, как непреложная истина, на базе которой разрабатывались научные концепции, защищались диссертации и докторские, разрушилось в одно мгновенье! Вся научная культура восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого столетий – терпит крах!

В мире квантовой физики

Я докажу Вам, что мир не является чем-то статичным и состоит из виртуальных фотонов, которых, в действительности, не существует. Это лишь некий энергетический потенциал. Возьмите и откройте любой учебник квантовой физики и Вы обнаружите, что практически на каждой странице, будет идти речь именно об этом. Кванты и Кварки – это мельчайшие элементарные частицы, которые основаны на двух составляющих. Первая составляющая это энергия, а вторая волна. Квант – это и то, и другое, одновременно. Узнав об этом, столь скептический научный мир, пришел в восторг и недоумение.

Как это, квант и энергия и волна одновременно?

Вот из таких ничтожно-малых частиц, как кванты и кварки, состоят атомные ядра и электроны, которые составляют всю основу этого материального мира. Фактически это открытие говорит о том, что мир по своей природе не является чем-то стабильным, мир виртуален. Миром правит разум, куда более превосходящий человеческий, сила которого простирается на огромные расстояния, превосходящие одну вселенную или даже целую систему бесконечности.

Что же это за разум?

Этот разум признают все культуры и религии мира. Его называют Богом, Высшей силой или Космическим разумом. Ему нет никаких пределов и нет ничего выше него или равного ему.

Как космический разум проявляется и из чего он состоит?

Ответ мы находим, во всех древних восточных учениях и науке. Существование некой субстанции называемой Абсолютом, не подлежит никакому сомнению, если взглянуть на мир глазами, трезвомыслящего человека. Миром правят жесткие и суровые законы. Если Вы засунете руку в огонь – Вы обожжетесь. Если Вы попытаетесь выпить яд – Вы умрете. В этих законах мы не властны, они даны нам силой, которая явно превосходит человека.

Кем или чем установлены эти законы?

Ответ может быть только один. Абсолютом, Высшим разумом и Космической силой. Бесконечность – это такая субстанция, которая вмещает в себя все и в то же время, этим всем не является. Проведите простое ментальное упражнение, которое дают своим ученикам, на начальном этапе подготовки, Индийские Раджа-йоги.

Ход упражнения

Сядьте или лягте, в удобном положении.

Расслабьтесь и расстегните сковывающую одежду.

Закройте глаза и представьте, что Ваше тело занимает пространство, в два раза больше.

Визуализируйте, как тело растет и увеличивается в размерах.

Ваше тело достигает размеров той комнаты, в которой Вы находитесь.

Нет пределов этому и Вы растете, все больше и больше.

Вы становитесь гигантских космических размеров и превосходите солнечную систему.

Затем превосходите в размерах нашу галактику.

Вы все растете и расширяетесь, занимая размер огромной вселенной.

Но это не конец!

Идите дальше. Растите за пределы Вселенной и так до бесконечности. Встреча с ощущением бесконечности, является той основой, с которой начинается учение настоящей раджа-йоги. Осознание своего единства с бесконечностью, является проявлением подготовки в мистической Йоге.

Чем большего размера Вы себя можете представить, тем большие мистические возможности обретаете. Вы становитесь полноправным хозяином космического разума, а если сказать точнее им Самим. Чем большее пространство во Вселенной займет Ваше энергетическое тело, тем большие сверхспособности Вы обретете. Это состояние – ощущение бесконечности – является той основой, на которой вырастает прекрасное здание мистической практики.

Мистические способности дремлют в каждом!

Мозг обычного человека развит всего на 3%-5%. Йоги добиваются полного раскрытия всех способностей мозга, за счет достижения глубоких трансовых состояний и применения ауто-гипноза, дарующего им такие безграничные возможности.

Йоги не боятся огня, холода, они могут не есть, не спать и даже не дышать. Я лично встречался с такими йогами, в Гималаях и йогических ашрамах. Все законы материального мира, находятся у них на службе и готовы выполнить любой их приказ. Мой Гуру, известный йогин и аскет. На протяжении 12 лет жил в Гималаях, совершенно нагой, питался опавшими плодами и кореньями.

История с тигром

Когда к нему пришел тигр, чтобы насытиться человеческим мясом, Гуру, без промедления, отрезал кусок своей плоти с бедра ноги и накормил голодное животное. И такое было два раза.

О реинкарнации

Целую вечность, Мы блуждаем в круговороте жизни и смерти, не имея возможности познать себя и стать господином своей жизни и тех законов, которые ею управляют. Уже доказано, что человек живет не один раз. Были случаи, когда маленькие дети, вдруг вспоминали о своих предыдущих воплощениях и устремлялись к своим предыдущим родителям, в другие страны.

Перерождения Ламы

Этот интересный факт зафиксирован и адептами буддизма. Вы, наверное, уже слышали, что Тибетский Лама, главнокомандующий всего буддизма, рождается уже не одну, а целых 20 жизней, просто осознано меняя свои тела. Он сохраняет, весь опыт своих прошлых воплощений и уже с детства является великим мудрецом и ученым.

Как Лама уходит из жизни?

В момент смерти, Лама оставляет своим ученикам завещание, в котором указывается место и время рождения его будущего воплощения на Земле. Так и происходит. Один Лама уходит, а на его место ставят мальчика, в которого переселился бессмертный дух Ламы.

Как адепты достигают свободы и власти, над законами мироздания ?

Этот путь называют мистической Йогой. Эта Йога, включает в себя элементы всех Йог и методов самосознания. Это самый древний метод развития человека и он практиковался задолго до того, как возникли другие учения и религии.

Все новое, что так гордо преподают учителя западной парапсихологии и психотерапии, все авторские методики, о саморазвитии, опубликованные западными специалистами, позаимствованы из Йоги и родственных ей учений, так же возникших из Йоги. Йога – это пра-учение, пра-знание.

История йоги

Древние писания Йоги, говорят о том, что до нашего времени, на Земле существовала высокоразвитая цивилизация и люди были подобны богам. В них были развиты различные, сверхъестественные способности и мистические силы: они умели летать, видели атомы, знали прошлое и могли видеть будущее. То, что демонстрируют современные йоги – жалкие остатки былой роскоши, которой владели йоги древних времен. Как рассказывается в древних трактатах, они могли силой мысли и звуковой вибрации, создавать целые планеты. И наслаждались там тысячи лет, с прекрасными девами, вышедшими из их ума. У них было столько энергии, что они могли ее концентрировать и создавать материю, из собственных виртуальных фотонов. Я видел йогов, владеющих силой материализации.

Как достигают сверхспособностей индийские йоги?

Путем великой аскезы, они подчиняют себе свою волю. Как утверждают йоги, методов развития железной воли, имеется множество. Здесь принцип очень простой: имеющий власть над собой, имеет власть над всем миром. Как достичь такой власти? Здесь я приведу некоторые древние практики, по развитию силы мистической воли.

Воля

Воля – как деньги, за нее можно купить все, что Вы захотите. Она, как преданная женщина, отдает Вам все. Она, есть единственная сила во Вселенной. Лишь воля управляет всем.

Два пути развития воли

Есть два пути развития воли и оба они достаточно сложны. Не потому, что это тяжкий труд, а потому что придется перебороть самого себя. Победить некоторые свои желания. Стать лучше и сильнее, стать выше себя самого. Понимаете, просто взять и стать совершеннее.Это так просто и так сложно одновременно!

Сколько Вы сможете просидеть, в одной позе, не вставая и не двигаясь?

Попробуйте, это не так легко, как кажется на первый взгляд. Здесь потребуется огромная сила воли. Когда Мастер дал мне личную практику, я сидел по 4-8 часов в день, в позе лотоса и не вставал, со своей красной подстилки. Я хотел встать, но я вырабатывал в себе волю. Два месяца я просидел в своей комнате и не с кем не общался. Два месяца я питался только молоком и фруктами. Моя воля в то время достигла пиковой точки. Я обрел некую силу и мне казалось, что я могу летать и творить все что угодно. Я проверял себя и действительно, мог внушить свои мысли, кому угодно. Я мог мысленно представить, что-то и тут же, получал это. Не в тот же самый миг, а через короткий промежуток времени.

Материализация золотых украшений

Однажды, я тестировал свои способности к материализации. Я визуализировал золотые украшения, на протяжении двух дней. Ровно через два дня, я вышел на остановку и нашел в песке золотое кольцо, да еще и с маленьким бриллиантиком. Я удивился, но через неделю решил себя перепроверить.Я повторил эксперимент и каждый день, представлял в своем воображении золотые украшения.

И что бы Вы думали?

Все повторилось. Только обстоятельства были другие. К нам в город приезжал один Индийский Мастер и читал лекцию. Я был организатором этого семинара. После лекции, когда наши девушки убирались в зале, ко мне подошла одна из них и показала золотую цепочку, которую кто-то потерял. Я предложил ей оставить ее себе так, как в зале было много незнакомых людей и найти владельца мы уже не сможем. Она решительно отказалась и сказала, что отдает ее мне, для окупки затрат, на проведение семинара.

Сила мысли и подсознания!

Вот так работает сила мысли и подсознания. Это парадокс, но все мысли имеют склонность к материализации через обстоятельства, это я называю кармический менеджмент. Всем движет воля.

Однажды я спросил у Мастера, может ли человек изменить свою судьбу?

Он ответил – только железной волей!

Что такое воля?

Воля – это способность сознания, управлять своим телом и разумом, и направлять усилия, в соответствии, со своим намерением. Развитие воли, дело достаточно простое. Начинать нужно постепенно. Приведу, одно упражнение, по развитию железной воли, способной управлять целым миром.

Упражнение по развитию «железной” воли…

Встаньте, по стойке смирно.

Опустите руки вдоль тела и расслабьтесь.

Замрите и не шевелитесь.

Наблюдайте за собой, не допуская ни малейших движений тела.

Следите за собой.

Не спешите, начните всего с одной минуты в день.

Каждый день прибавляйте только по одной минуте.

Длительность упражнения

Это упражнение нужно выполнять в одно и тоже время, натощак, утром или вечером. Через 30 дней Вы достигните отметки 30 минут, а через 2 месяца сможешь стоять целый час. В момент волевого стояния, Ваша спина и шея, должны быть прямыми, на одной линии.

Просто стой – все придет!

Попробуйте – получите хороший опыт. Увидите, что произойдет! Ваша жизнь кардинально изменится. Вы начнете обретать власть над самим собой и как следствие, над всем и всеми.

Эффект от практики

Данное упражнение, использовалось древними йогами, для достижения поставленных целей. Эта практика укрепляет тело, успокаивает ум, и дает огромную силу. Практикуя волевое стояние, Вы обретаете гармонично сложенное и красивое тело, четкое, логическое мышление. Поставив задачу перед стоянием, Вы можете сформулировать свое желание или намерение (для чего Вы стоите) и оно непременно исполнится – силой вашей воли.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Желание управлять другими людьми живёт в той или иной мере в каждом из нас. Только кому-то хочется отдавать приказы, а кого-то больше интересует возможность скрытого управления сознанием другого человека. Некоторым сразу же припомнятся цыганки, погружающие свою жертву в гипноз, под которым человек полностью покорен воле манипулятора. Вы, конечно, тоже можете обучиться искусству , но использовать его, всё равно, что открывать резную шкатулку при помощи топора. Если хотите, чтобы манипулирование осталось незаметным, нужно действовать гораздо тоньше.

Техника управления человеческим сознанием

Для начала вам нужно запомнить, что абсолютно не внушаемых людей не существует. А уж если человек утверждает, что никакая техника управления человеческим сознанием на нём не сработает, знайте, этот человек – лёгкая мишень. Обычно люди, находящиеся в строгих рамках каких-либо убеждений, теряют гибкость мышления, и убедить их в своей правоте становится проще. Кроме того, обнаружив предмет убеждённости, вы можете больше не искать слабое место собеседника, можно начинать работать с этим фактом.

Чтобы управление сознанием другого человека стало возможным, необходимо понять его сокровенные желания, узнать о его слабостях. Согласитесь, не всегда есть время собирать информацию об объекте воздействия, иногда необходимо повлиять на ход общения, увидев человека в первый или второй раз. Поэтому любому желающему воздействовать на собеседника, потребуется обладать высоким уровнем наблюдательности. Если этого качества нет, придётся заняться его развитием параллельно с тренировкой памяти, так как вам потребуется запоминать мельчайшие детали для составления собственного каталога человеческих реакций на тот или иной раздражитель. Помните, в схожих ситуациях люди могут поступать по-разному, но первая реакция у них будет одинаковой.

Нащупав слабое место человека, постарайтесь сыграть на этом. Ну а чтобы обнаружить точки воздействия, потребуется задать пару уточняющих вопросов. Узнать, о чем спрашивать, можно понаблюдав немного за объектом до начала разговора и во время приветствия. Уже за это время можно составить примерный портрет собеседника, властен он или любит подчиняться, какие у него материальные запросы, семейное положение, и многое другое. Если вам нужно в чём-то убедить человека, попробуйте два раза предложить ему неоспоримые утверждения, с которыми он согласиться, на третий раз собеседник будет более расположен к положительной реакции.

Как видим, техника управления человеческим сознанием очень проста, если только вы умеете «видеть» людей. Именно поэтому лучшими манипуляторами являются люди, изучавшие психологию.