Церковь святой екатерины в риме. Храм святой великомученицы екатерины в риме. Не разделяя на чужих и своих

Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который с 1897-го по 1902-й год служил настоятелем русской посольской церкви. Архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Первоверховных апостолов.

Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900-м был официально поддержан Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники.

Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и А.И. Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе выполненные известным русским архитектором В.А. Покровским и мастером итальянского происхождения Моральди.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открыл особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе.

В 1915 году новый Строительный комитет во главе с князем С.С. Абамелек-Лазаревым приобрел на имя российского посольства участок набережной Тибра близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). К 1916 году было собрано порядка 265 тысяч лир - этих средств вполне могло хватить для проведения необходимых работ. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена .

В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета князю С.С. Абамелек-Лазареву, был выделен участок под будущее строительство.

В мае того же года на звонницу храма были установлены колокола, отлитые на заводе «ЗИЛ».

7 декабря 2007 года, в ходе своего визита Италию, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил территорию виллы Абамелек, где совершил чин освящения храма св. равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящегося храма св. Екатерины.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 мая 2009 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин совершил чин великого освящения первого храма Русской православной церкви в Риме - храма святой великомученицы Екатерины.
Митрополиту Валентину сослужили управляющий приходами Русской церкви в Италии архиепископ Корсунский Иннокентий, секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), клирик храма Святой Екатерины игумен Филипп (Васильцев), а также сотрудники Отдела внешних церковных связей, сообщает ИНТЕРФАКС.
На торжественной церемонии присутствовали супруга президента РФ Светлана Медведева, мэр Москвы Юрий Лужков, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, посол РФ в Италии Алексей Мешков, глава международного комитета Госдумы Константин Косачев, замминистра иностранных дел РФ Александр Яковенко, замминистра культуры Павел Хорошилов и др.
В храме также присутствовали видные представители Римско-католической церкви, в частности, председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер.
На богослужении пел хор Свято-Данилова монастыря, а после службы старший звонарь соборов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов огласил окрестности русским колокольным звоном.
Храм святой великомученицы Екатерины сооружен на холме рядом с резиденцией российского посольства в Италии, виллой Абамелек. В церкви установлен уникальный мраморный иконостас, нижний ярус которого расписан в технике фрески.
Иконостас нижнего придела - в честь святых равноапостольных Константина и Елены - выполнен из фаянса и передан в дар храму уральскими мастерами. Колокола для храма были изготовлены в 2006 году в литейном цехе московского завода ЗИЛ.
Впервые идея строительства православного храма в колыбели католичества была высказана в конце XIX века настоятелем русской посольской церкви архимандритом Климентом (Верниковским).
Осенью 1913 года император-страстотерпец Николай II постановил начать сбор пожертвований по всей России, а в 1916 году были собраны 265 тыс. лир, которых хватило бы на строительство храма. Однако революционные события помешали осуществить этот проект.
Вновь идея построить храм была высказана в начале 1990-х годов. По благословению Патриарха Алексия II в январе 2001 года на месте будущего храма в Риме был освящен закладной камень, а само строительство началось в апреле 2005 года.
В мае 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил малое освящение храма, а в декабре того же года - освящение его нижнего придела. Регулярные воскресные богослужения в храме совершаются с 8 октября 2006 года.

Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который в то время был настоятелем русской посольской церкви (1897-1902). Истинный патриот России, архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Святых Первоверховных апостолов.

Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники.

Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и г-ном А.И.Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе проекты известного русского архитектора В.А.Покровского и архитектора итальянского происхождения Моральди.

Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открывает особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе.

В 1915 году новый Строительный комитет во главе с князем Абамелек-Лазаревым приобрел на имя российского посольства участок на набережной Тибра, близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). К 1916 году было собрано порядка 265 тысяч лир - этого вполне хватило бы на строительство. До сегодняшнего дня в церкви святителя Николая в Риме хранится книга пожертвований на строительство храма за подписью и печатью российского посла г-на А.И.Нелидова. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета, князю С.С.Абамелек-Лазареву, был выделен участок под будущее строительство.

14 января 2001 года Архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии министра иностранных дел России И.С.Иванова совершил освящение закладного камня на месте будущего строительства храма во имя великомученицы Екатерины - святой, одинаково почитаемой как православными, так и католиками.

Начиная с 2001 года в Рождественский и Пасхальный периоды, а также в день памяти святой великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились богослужения.

В июне 2002 года усилиями руководства российского посольства в Италии была получена лицензия на строительство храма. Само строительство велось с лета 2003 года.

19 мая 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Риме был зарегистрирован Фонд поддержки строительства православного храма святой великомученицы Екатерины, прототипом которого был дореволюционный Строительный комитет.

31 марта 2006 года состоялось освящение куполов и крестов строящегося храма, которое совершил епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

В мае того же года на звонницу храма были установлены колокола, отлитые на заводе «ЗИЛ».

19 мая 2006 года было совершено малое освящения храма святой великомученицы Екатерины. Чин освящения совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

7 декабря 2006 года община храма впервые отметила престольный праздник. В храме прошла праздничная Божественная Литургия. На праздничном богослужении присутствовали Постоянный Представитель Российской Федерации при Святом Престоле Н.И.Садчиков, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, сотрудник Папского Совета по христианскому единству священник Милан Жуст, а также сотрудники российских учреждений в Риме, прихожане нового храма.

Весной 2007 года в строящемся русском храме во имя святой великомученицы Екатерины в Риме впервые прошло Пасхальное богослужение. 7 апреля 2007 года, в Великую субботу и совпавший с ней праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, президент Фонда великомученицы Екатерины игумен Филипп (Васильцев) совершил Божественную Литургию, после чего освятил куличи.

24 мая 2007 года, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, в храме святой великомученицы Екатерины в Риме была совершена Божественная Литургия. Богослужение возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий. В этот день, когда русская православная община в Риме впервые за свою историю отметила День славянской письменности и культуры, руководитель Центра имени В.Иванова профессор А.Б.Шишкин передал библиотеке Екатерининского храма книги из фондов русской библиотеки города Лозанны (Швейцария).

7 декабря 2007 года, в ходе своего визита в Италию, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил территорию виллы Абамелек, где совершил чин освящения храма святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящегося храма святой Екатерины.

24 мая 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось великое освящение храма. Чин освящения и первую Божественную Литургию возглавил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

Храм Святой Екатерины

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Храм Сатурна

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Пантеон (Храм всех богов)

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Идея построить православную церковь в центре Рима поначалу казалась абсолютно нереальной.

В наемной квартире

Русский православный приход появился в Вечном городе еще в начале ХIX века – для нужд российской дипломатической миссии. Со временем в Рим приезжают и остаются здесь жить все больше людей из России. К концу века становится ясно, что маленький домовый храм посольства уже не в состоянии вмещать всех желающих.

«Престол Божий поставлен в наемной квартире» – такими словами начинался манифест строительного комитета, обращенный к будущим ктиторам храма, и в 1913 году по всей России объявляется сбор денег на возведение русской церкви в Риме.

Строительный комитет возглавил один из самых богатых людей своего времени – князь Абамелек-Лазарев. Но когда все подготовительные этапы остаются позади и начинается само строительство, князь скоропостижно умирает. Это было осенью 1916 года. Вскоре в России вспыхивает революция, и становится не до строительства храма. Более того, и домовый храм при посольстве теперь уже Советской России прекращает свое существование.

Приход становится частью Русской Православной Церкви Заграницей. Богослужения теперь совершаются у верующих дома – то на одной квартире, то на другой. Наконец, в 1931 году община получает во владение палаццо Чернышев – дом князей Чернышевых, расположенный на улице Виа Палестро в районе Кастро Преторио.

Первый этаж дома перестраивают под храм и освящают во имя Святителя Николая. Правда, о том, что внутри здания находится церковь, говорит лишь надпись на фасаде.

Лучший из двух путей

В 2000 году православная община в Риме, которая с тридцатых годов прошлого века относилась к зарубежной церкви, а затем к Константинопольскому Патриархату, возвращается под крыло Московского Патриархата. К этому времени храм Святителя Николая становится слишком тесным для верующих. В воскресные дни в него невозможно было зайти – настолько он был переполнен. Рим, как и всю Италию, наводнили тогда мигранты из бывших советских республик: России, Украины, Молдавии, Казахстана…

Спустя век перед Русской Православной Церковью встала та же проблема: нужен более просторный храм, который бы позволил вместить всех желающих.

– Было два пути решения этого вопроса, – рассказывает настоятель храма святой великомученицы Екатерины епископ Богородский Антоний (Севрюк). – Первый казался наиболее реалистичным – взять храм в пользование у католической церкви, администрации города или частных владельцев.

Второй путь – строительство собственного храма. Поначалу он казался абсолютно нереальным. Город Рим целиком признан памятником архитектуры, и каждый клочок земли на строжайшем учете. Но затем происходит нечто такое, что люди неверующие назвали бы просто случайностью. Но мы-то знаем, что случайностей у Господа не бывает.

Подарок из архива

Князь Семен Абамелек-Лазарев, который возглавлял Строительный комитет веком ранее, владел в Риме, недалеко от Ватикана, виллой – участком земли и несколькими домами. Позже эта вилла перешла итальянскому правительству, которое в свою очередь передало ее СССР под нужды посольства.

Князь Семен Давыдович Абамелек-Лазаев страстно увлекался археологией. В 1882 году во время поездки в Сирию на раскопках Пальмиры князь нашел мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках. Эта находка сыграла большую роль в изучении арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос.

Сегодня вилла Абамелек служит резиденцией российского посла. Здесь живут сотрудники посольства со своими семьями, находится школа. И вот при работе с архивными документами вдруг обнаруживается, что территория виллы гораздо больше, чем принято считать. Она выходит за пределы ограды и охватывает пустырь, на котором сихийно возник огород, – местные жители разбили здесь овощные грядки. Идеальное место, чтобы построить храм.

И закипела юридическая работа. Прежде всего необходимо было получить разрешение местных властей на возведение (пусть и на территории посольства, то есть другого государства) культового сооружения. Власти, к счастью, идут навстречу. Парламент столичной области Лацио принимает необходимые законы.

Кусочек родины

В 2001 году на территории российского посольства происходит закладка первого камня в основание храма святой великомученицы Екатерины. Через пять лет будущий Патриарх Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский) совершает малое освящение. С этого времени богослужения в храме становятся регулярными. А в 2009 году состоялось уже великое освящение храма, которое провел митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

Прихожане очень рады, что их новый храм получился такой нарядный и во всех отношениях русский – привычная глазу шатровая архитектура, традиционный декор в виде кокошников, золотые луковки-купола… Вдали от родины они воспринимают этот храм как кусочек России.

Необычное для Рима строение привлекает и случайных людей. Из любопытства сюда часто заходят и жители Рима, и вездесущие туристы. Владыка Антоний принимает всех одинаково радушно, отвечает на вопросы и показывает главные святыни храма.

Недавно здесь появилась новая икона «Собор римских святых», которая была написана в Московской Духовной Академии. Примечательно, что не все изображенные на ней святые имеют подписи. Иконописцы таким приемом хотят сказать: в первые годы христианства в Риме было столько подвижников веры, что мы даже не знаем их точное число, не говоря об именах.

Однако внутренние работы в храме пока не окончены. Летом еще не был расписан шатер. Эту работу планируется завершить здесь к дню памяти святой Екатерины – 7 декабря.

У самых значимых святынь

Уникальность Рима ощущаешь повсюду. Ты словно оказываешься внутри учебника истории, текста деяний апостолов или жития святых. Это особенный город для любого христианина, и он предъявляет особые требования к межконфессиональному общению.

Владыка Антоний называет отношения, которые сложились у нашего духовенства с представителями Римско-католической Церкви, очень добрыми.

– Нам как православному приходу разрешают совершать богослужения у самых значимых святынь. Скажем, в день памяти Кирилла и Мефодия мы служим в базилике святого Климента, где почивают мощи святого равноапостольного Кирилла. Служим в римских катакомбах, в соборе святого Павла и даже в соборе святого Петра в Ватикане по особым дням совершаем Литургию.

Не разделяя на чужих и своих

Сегодня в Риме действуют две православные церкви – Святителя Николая в жилом доме на Виа Палестро и святой Екатерины на вилле Абамелек. Но по сути храмов три – есть еще нижняя церковь на цокольном этаже храма Екатерины, освященная в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Каждую неделю здесь совершается Литургия на молдавском языке.

Владыка Антоний не разделяет эти приходы, считая, что община Русской Православной Церкви в Риме одна. Просто прихожане могут сегодня прийти в один храм, а через неделю – в другой. К слову, некоторые богослужения совершаются в храме с участием обоих приходов, вместе ездят и в паломнические поездки по Италии.

В трех храмах Рима на Литургию собираются около 500 человек. Это в обычные дни. А в дни поста только в нижний храм на молдавскую службу приходят свыше 300 человек. Много прихожан из Украины и Сербии – единственная сербская церковь в Италии находится на самом севере страны. В русском храме сербская община отмечает свои праздники, а по особым дням совершает богослужения со своим священником и хором.

Остров спасения

Среди римских прихожан почти не осталось потомков белой эмиграции, которых до сих пор можно встретить в православных храмах Франции и Германии. Ядро общины – это люди, приехавшие в Италию из бывших республик СССР в 1990-е годы в надежде найти здесь достойную работу, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся на родине. Но эти надежды сбываются далеко не всегда. Работу найти здесь трудно. Чаще всего предлагают уход за пожилыми или тяжелобольными людьми, а это нелегко как морально, так и физически. И когда эти люди приходят в храм в свой выходной день, они ищут здесь понимания и поддержки. Нередко это единственное место, где они могут поговорить на родном языке, встретить единомышленников.

– Требуется особая пастырская чуткость по отношению к этим людям, чтобы найти нужное слово, ободрить, попросту уделить внимание, которого порой им так не хватает, – говорит владыка Антоний. – Поскольку состав наших прихожан постоянен, мы можем говорить о настоящей сплоченной христианской общине. Мы хорошо знаем, какие трудности в той или иной семье, думаем, как помочь друг другу. Это и есть настоящая пастырская работа, о которой мечтает каждый священник.

В прошлом году в Екатерининском храме крестили почти 200 человек. Четверть из них – люди взрослые. Однажды они пришли в храм узнать, где можно найти работу или получить помощь. Теперь все они – ревностные прихожане.

Высокая планка

Крепкая община храма – заслуга самого настоятеля. Трудно остаться равнодушным, услышав проповеди владыки Антония.

Есть два способа исправить человека. Первый – говорить человеку, какой он плохой (грешный). Второй – напоминать ему, каких высот он может достичь, приложив некоторые усилия. Сам епископ Антоний идет по второму пути, объясняя прихожанам, на какое высокое служение они поставлены, будучи христианами. И как важно этому призванию соответствовать.

Только в прошлом году в Екатерининском храме крестились около двухсот человек

Слова и деяния апостолов, всех святых, говорит на проповедях настоятель, обращены ко всем нам, стоящим сейчас в храме. Слова Христа «Идите и будьте Мне свидетелями» – это о настоящем призвании каждого христианина. Как мы будем свидетельствовать о Христе окружающим нас людям? Прежде всего – своими делами.

…В шумном и хаотичном Риме новый русский храм святой Екатерины становится тем местом, где попрежнему воспринимают Вечный город как город апостолов.